Развитие психотехники

Особо надо сказать о развитии в 20-е годы психо­техники. В тот период она внесла значительный вклад в практику управления. Психотехника (термин пред­ложен в 1903 г. немецким психологом В.Штерном) раз­рабатывала конкретно-психологические методы реше­ния практических задач. Основателем ее считается Г.Мюнстерберг. Заметным общественным явлением, своего рода модным поветрием, психотехника стала в годы Первой мировой войны. Диапазон решаемых ею задач был достаточно широк: профотбор и профконсуль-тации, профессиональное обучение и рационализация труда, борьба с профессиональным утомлением и трав­матизмом, психогигиена и психотерапия, наконец,со­здание психологически обоснованных конструкций машин и оборудования.

Перенесение некоторых методов психотехники, особенно тестов, в условия Советской России, с одной стороны, дало толчок развитию собственной приклад­ной психологии, а с другой — встретило резкую крити­ку ряда советских нотовцев и заставило разрабатывать альтернативные научные программы. По мнению Гастева, увлечение психотехникой у нас в стране наблю­далось в тот момент, когда за рубежом многие фирмы и предприятия уже отказались от ее услуг, убедившись в неспособности данной науки строго эксперименталь­ным путем изучить психологические качества, необхо­димые для той или иной профессии. Гастев, опираясь на разработки ЦИТа, предлагает иной путь — не сле­пое копирование зарубежных образцов, а развитие собственных оригинальных методик и программ. Ме­тодологическая база для таких исследований, по его мнению, заложена И.М.Сеченовым, который присту­пил к психофизическим исследованиям трудовых дос­тижений человека еще в начале XX века [ 50].

Заслуга русского ученого состояла в том, что он обогатил физиологию инженерным подходом, инже­нерными понятиями, принципами, а также свел трудо­вые операции к элементарным механическим (враща­тельным, маятниковым) движениям, которые можно было легко анализировать и измерять.

Принято считать, что психотехника имеет два ис­точника— технический и психологический. Причем фактический материал, послуживший ее фундаментом, был получен не только психологами, но и нотовцами. Так, например, в Казанском институте НОТ изучалась зависимость скорости работы от настроения, темпера­мента и мышечного напряжения, вопросы трудоспособ­ности женщин, утомляемость при занятиях умственным трудом, в психологической лаборатории были состав­лены специальные профили профессий (педагога, ин­женера, врача, бухгалтера). В начале 20-х годов здесь трудились А. Р. Лурия, М.А.Юровская, И.М.Бурдянский.

В 1918 г. по инициативе В.М.Бехтерева в Петрогра­де были организовано учебное и научно-практическое учреждение — Институт по изучению мозга и психи­ческой деятельности. Здесь действовали лаборатории рефлексологии труда, экспериментальной психологии, психологии профессиональных групп, Центральная лаборатория по изучению труда. Бехтерев же явился инициатором масштабного проекта профконсультации; при его участии создано первое Бюро профконсульта­ции (руководил им А.Ф.Кларк) на базе Биржи труда и обследовано более 7 млн. человек по всей стране; кроме того, организована широкая сеть (несколько десятков) городских бюро профконсультации в РСФСР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: