Всемирно-историческое значение учения Маркса и Энгельса о воспитании, его роль в развитии педагогической науки

Эстетическое воспитание

Маркс и Энгельс считали, что всесторонне развитой человек должен понимать произведения искусства и быть способным любить прекрасное. Для этого ему необходимо дать соответствующее эстетическое воспитание. “Если ты хочешь наслаждаться искусством,— писал Маркс,— то ты должен быть художественно образованным человеком. Но при этом он подчеркивал, что для развития у человека эстетических чувств требуются благоприятные общественные условия. При капитализме искусство является достоянием имущих классов и недоступно трудящимся. Только победа пролетариата, как гениально предвидели основоположники марксизма, обеспечит расцвет искусства и сделает его подлинно демократическим. Они неоднократно указывали, что произведения искусства, обладающие должной идейной направленностью и высокими художественными достоинствами, являются эффективным средством познания действительности. Маркс называл искусство художественно-духовным освоением мира.

Учение Маркса и Энгельса о воспитании, являющееся неразрывной частью теории научного коммунизма, представляет собой качественно новый этап в развитии педагогической науки.

Основоположники марксизма установили зависимость воспитания от общественных отношений. Они открыли закон о классовом характере воспитания в классовом обществе и дали глубокий анализ классового воспитания детей пролетариата в современном им буржуазном обществе. При этом они вскрыли социальные причины, обусловившие огромные различия в воспитании и образовании детей различных классов, и показали, что эти различия являются не чем иным, как отражением общих противоречий капитализма.

Маркс и Энгельс мобилизовали рабочий класс в условиях буржуазного общества на борьбу за знания, рассматривая ее как неразрывную часть всей его общеполитической борьбы. Конечную цель этой борьбы они видели в свержении власти буржуазии, в установлении диктатуры пролетариата и в построении социалистического общества, в котором будут созданы все условия для расцвета материальной и духовной культуры, поставленной на службу трудящимся, для всестороннего развития человеческой личности.

Основоположники марксизма заложили прочный фундамент теории коммунистического воспитания. Они разработали на новой методологической основе важнейшие принципиальные положения, касающиеся умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания, впервые выдвинули и обосновали идею политехнического обучения.

Учение Маркса и Энгельса о воспитании служит теоретическим оружием, которое используется мировым пролетариатом в его борьбе за просвещение, за школу. Впервые, но не в полной мере, это учение нашло свое отражение в просветительских мероприятиях Парижской Коммуны. Творчески развитое В. И. Лениным применительно к новым историческим условиям — к эпохе империализма, пролетарских революций и строительства социализма, марксистское учение о воспитании служит руководством к действию при решении важнейших вопросов народного образования и коммунистического воспитания трудящихся в СССР и других социалистических странах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: