Развитие России в начале ХVII в.
Тема 15. Социально-политическое
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ИТОГИ
7.1. В XVI в. несмотря на противоречивый характер эволюции российской государственности, культура продолжала свое развитие, отражая как процесс централизации, так и проблемы второй половине века.
7.2. Происходит становление единых стилей в искусстве и единых направлений в культурной жизни страны.
7.3. В этот период закладывался фундамент многонациональной российской культуры.
7.4. Зародилась тенденция к обмирщению культуры: в произведениях искусства появились реалистические черты.
- Дайте общую характеристику развития культуры в конце XV-XVIвв.
- Как повлияло форомирование централизованного государства на развитие руской культуры в XVI в.?
- Раскройте смысл теории Москва - третий Рим.
- Расскажите об особенностях русской литературы ХVI в. Какими факторами они обусловлены?
- Какие новые тенденции появляются в русской архитектуре в ХVI в. и чем было вызвано их появление?
- Какие изменения произошли в изобразительном искусстве, чем они обусловлены?
- Докажите, что в XVI в. в русской культуре все ощутимее начинают проявлятся светские элементы.
- Согласны ли Вы с утверждением, что XVI век является периодом наивысшего расцвета русской средневековой культуры? Обоснуйте свое мнение.
литература
- Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа, XII-XVII вв. М., 1973
- Водовозов Н.В. История древней русской литературы. М., 1972
- Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII вв. М., 1990
- История русской литературы X-XVII веков // Под ред. Д.С.Лихачева. М., 1980
- Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. М., 1984
- Философия русского религиозного искусства. Антология. М., 1993.
(Эпоха Смуты)
1.1. Что такое Смута. Глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества начала ХУ11 в. и вылившийся в полосу кровавых конфликтов, борьбу за национальную независимость и национальное выживание получил у современников название Смуты. При этом, в первую очередь, имелось в виду смущение умов, т.е. резкое изменение моральных и поведенческих стереотипов, сопровождаемое беспринципной и кровавой борьбой за власть, всплеском насилия, движением различных слоев общества, иностранной интервенцией и т.д., что поставило Россию на грань национальной катастрофы.
1.2. Характер Смуты. События начала ХУ11 в. фактически представляли собой гражданскую войну, в которой одна часть общества, достаточно разнородная по своему социальному составу (служилые люди по отечеству и по прибору южных и юго-западных районов, посадские, казачество, беглые холопы, крестьяне и даже представители боярства), выступила против другой, не менее пестрой в социальном отношении, населявшей центральные и северные уезды. При этом между ними не существовало непроходимой грани и даже происходил своеобразный обмен кадрами. Значительная же часть населения, в первую очередь, крестьянство, выступала в качестве пассивной массы, страдающей от действий как той, так и другой группировки.
Ученые по-разному объясняли причины и характер этих трагических событий.
Н.М. Карамзин обращал внимание на политический кризис, вызванный пресечением династии в конце ХУ1 в. и ослаблением монархии.
С.М. Соловьев основное содержание Смуты видел в борьбе государственного начала с анархией, представленной казачеством.
Более комплексный подход был присущ С.Ф. Платонову, определявшему ее как сложное переплетение действий и устремлений разнообразных политических сил, социальных групп, а также личных интересов и страстей, осложненных вмешательством внешних сил.
В советской исторической науке понятие Смуты отвергалось, а события начала ХУ11 в. характеризовались как Первая крестьянская война, имеющая антикрепостническую направленность, осложненная внутриполитической борьбой феодальных группировок за власть и польско-шведской интервенцией