Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Распределение часов по разделам, темам и видам занятий
Структура и содержание дисциплины
Цель и задачи освоения второго раздела.
Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Интернет-ресурсы
Первоисточники
Учебная
6. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М., 2005.
7. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. – С.-Пб., 1996.
8. Полякова Н.Л. Афанасьев В.В. Немецкая социология. Учебное пособие. М., 2010.
9. История теоретической социологии. Т. 1. Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. – М., 2010.
10. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
11. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и предназначение. – М., 1995.
12. Зиммель Г. Избранное. Т. 2. – М., 1996.
|
|
13. Конт О. Дух позитивной философии. – Ростов-на-Дону, 2003.
14. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.
15. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.. Т. 4.
16. Парето В. Компендиум по общей социологии. – М., 2008.
17. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. – Минск, 1998.
18. Тард Г. Законы подражания. – М., 1992.
19. Теннис Ф. Общность и общество. – Санкт-Петербург, 2002.
20. Уорд Л. Психические факторы цивилизации. – Санкт-Петербург, 2002.
https://www.socio.msu.ru – «Электронная библиотека социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, журналы «Социология», Вестник Московского университета;
https://sj.obliq.ru – «Социологический журнал»;
https://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm – «Социологические исследования» (социс).
https://www.inion.ru/index26.php – Электронная библиотека ИНИОН РАН.
Материально-техническое обеспечение:
Учебно-вспомогательные аудитории:
- научная библиотека МГУ,
- библиотека социологического факультета МГУ,
- научно-методический центр,
- центр поддержки творческих инициатив студентов,
- компьютерный класс.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов носит комплексный характер. Она, во-первых, осуществляется как контроль его самостоятельной работы по составлению конспектов классических работ изучаемых социологов, целью которого является выявление способности студента понимать содержание научного текста, анализировать теории, их интерпретировать и обобщать. Во-вторых, как написание контрольной работы по одному или двум вопросам из перечня экзаменационных вопросов в рамках пройденного материала.
|
|
Первая аттестация: Контрольная работа – 4 часа
Раздел II. История русской социологии (54часа)
Целью освоения второго раздела дисциплины является:
системный анализ учений главных школ, направлений и отдельных представителей русской социологической мысли для выявления основной проблематики, генезиса и механизмов формирования предмета социологии, ее основных понятий и проблем.
Дисциплина «История русской социологии» относится к профессиональному циклу базовой части учебного плана. Изучается в 4 семестре.
Изучение данной дисциплины проводится в комплексе с изучением классической и современной западной социологии, что дает возможность лучшей ориентации студентов в обширном материале отечественной и зарубежной социологической мысли, складыванию у них системных представлений в области данного предмета и выявлению перспективных областей, направлений и методов исследования современных общественных процессов.
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
· способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);
· способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);\
· способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);
· способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);
· способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6).
3. В результате освоения второго раздела дисциплины обучающийся должен:
знать:
- содержание текстов первоисточников и основной дополнительной литературы;
- содержание и систему основных понятий и частей учения того или иного крупного социолога;
- теоретические и мировоззренческие затруднения, возникавшие на разных стадиях развития русской социологии, а также истолкование различными ее представителями задач и перспектив социологического знания;
- виды обобщений существовавших в истории социологии базовых идей, достижений и проблем;
- способы рассмотрения важнейших факторов, определивших российскую специфику социологической науки;
уметь:
- осмыслять логику развития русской социологии, ее западные корни и причину ее возникновения;
- анализировать и видеть суть борьбы идей внутри социологии, ее динамику, а также ее теоретико-методологическую и мировоззренческую роль и функции;
- самостоятельно прорабатывать, конспектировать и выражать в форме рефератов или эссе тексты первоисточников и дополнительной литературы;
- правильно выходить на нужную общекультурную составляющую процесса обучения с целью лучшей ориентации в смежных социологии отраслях гуманитарного знания;
владеть:
- полученным в ходе изучения дисциплины материалом для применения в других областях социологии;
- историческим видением возникающих в социологии проблем;
- объектной оценкой вклада русских социологов в развитие европейской и мировой социологической науки.
№ п/п | Тема | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Всего | ЛК | ПЗ | |||||
Условия и предпосылки зарождения в России научной социологии. | Рефераты и эссе п.7,1-3, 9; п.9, тест.9 | ||||||
Позитивизм в русской философской и социальной мысли. | Рефераты п.7; 4-6, 40, 35; п.9, тест2-4 | ||||||
Социально-философские и социологические воззрения славянофилов. | Эссе, п.7;8,17 п.9, тест 3 | ||||||
Субъективная социология (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев). | Рефераты, п.7; 10, 11, 20, 22, 23, 26, 32, 33; п.9,тест 5 | ||||||
Марксистская социология в России. | Рефераты, п.7; 43-45, 14, 20; п.9; тест 8 | ||||||
Неокантианская школа в русской социологии. | Контрольная, п.7; 12, 18, 20, 24, 29, 30, 38; п.9; тест 6, 12 | ||||||
Социологическое содержание взглядов русских религиозных философов Серебряного века. | Рефераты, п.7; 46, 48; п.9, тест 7,12 | ||||||
Плюралистическая социология М.М. Ковалевского. | Рефераты, п.7; 13, 21, 29; п.9,1 тест 11 | ||||||
Неопозитивизм в русской социологии | Эссе, п.7; 15, 27, 41, 47; п.9,тест 12 | ||||||
Социология в послереволюционный (1917 года) период. Социология русской эмиграции ХХ в. | Рефераты, п.7; 16 | ||||||
История социологического образования в России | Рефераты, п.7; 19, 37; п.9, тест12 | ||||||
Итоговый контроль | Тест |
4.2. Тема 1. Условия и предпосылки зарождения в России научной социологии (2 час)
|
|
Главные общественно-исторические и социокультурные факторы, определившие национальную специфику социологической мысли в России: особенности исторического и социокультурного развития страны, духовные традиции, важнейшие события общественной жизни. Влияние идей славянофильства и западничества на формирование представлений о путях развития страны и содержании социального прогресса. А.И. Герцен и начало формирования народнической идеологии и народнического движения. Отмена крепостного права и влияние этого события на общественную мысль. Знакомство образованного русского общества с трудами философов, социологов и экономистов Запада как одна из предпосылок формирования отечественной традиции в становлении и развитии научной социологии. Популяризация позитивных идей О. Конта в российской прессе начиная с середины 40-х годов Х1Х века (В.Н. Майков, В.А. Милютин). Интерес к позитивистской философии и социологии со стороны ученых-обществоведов и естествоиспытателей. Значение трудов К.Д. Кавелина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского и других крупных историков для становления отечественной научной социологии. Первое знакомство в России с марксистской теорией общества и трактовкой в ней понятия социального прогресса.
|
|
Тема 2. Позитивизм в русской философской и социальной мысли (2 час)
Становление научной социологии в конце 60-х годов Х1Х столетия. Основные этапы развития социологической мысли в России (донаучный и научный). Важнейшие периоды в становлении и развитии истории социологии как новой научной дисциплины. Первые социологические труды П.А. Лаврова, Н.К. Михайловского, А.И. Стронина, П.Ф. Лилиенфельда. Особенности развития позитивистской социологии на русской почве. Формирование первых научных направлений: натуралистического (органицизм, географическое направление), субъективная социология. Характеристика взглядов на общество и социальный прогресс первых социологов натуралистического направления: Н.Д. Ножина, А.И. Стронина, П.Ф. Лилиенфельда. Идея географического детерминизма (А.П. Щапов, Л.И. Мечников). Трактовка Л.И. Мечниковым социального прогресса как процесса усиления солидарности и развития кооперации. Влияние на русские умы дарвинистских концепций общества в западной социологии (Л.И. Мечников, Н.К. Михайловский).
Тема 3. Социально-философские и социологические воззрения славянофилов (2 час)
Западничество и славянофильство как направления русской философской и социальной мысли. «Философические письма» П.Я. Чаадаева. Славянофилы о государственности, власти, соборности, общине и Русской идее. Проблема «Восток-Запад». Творчество И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, С.Т. Самарина. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. «Россия и Европа» (1968). Влияние «спора» западников и славянофилов на развитие русской философской, социальной и социологической мысли в России в XIX – XX вв. и в наше время.
Тема 4. Субъективная социология (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев) (2 час)
Субъективная школа в социологии (этико-социологическое направление, субъективный метод) как широкое самобытное течение, сложившееся под влиянием позитивизма. Панморализм субъективистов и их связь с идеологией народничества. Основное содержание программных трудов («Исторические письма» П.Л. Лаврова и «Что такое прогресс?», «Герой и толпа» Н.К. Михайловского. Близость взглядов Н.И. Кареева к главным принципам этого направления. “Историческая философия” Н.И. Кареева. Сущность исторического процесса. Предмет и задачи исследования: метод, функции, теории. Отношение “социологии” и “истории”. Теория личности Н.И. Кареева. Главные темы трудов социологов субъективной школы: предмет социологии, ее структура, функции, задачи; социология теоретическая и практическая; социальный прогресс; солидарность; смысл истории; закономерности исторического процесса; личность и общество; роль интеллигенции в социальном прогрессе; нравственный идеал; метод; знание как единство правды-истины и правды-справедливости. Обусловленность метода субъективной социологии спецификой объекта исследования и особой природой субъектно-объектных отношений в сфере социального познания. Критика субъективного метода его противниками. Концепция истории у П. Лаврова (понятие «критически мыслящей личности»), механизмы зарождения и развития солидарности. Учение П.Л. Лаврова о потребностях как факторе прогрессивного развития общества. Развитие Н.К. Михайловским и Н.И.Кареевым психологического подхода к изучению человека и общества. (“Герои и толпа”, “Борьба за индивидуальность”). Теория подражания в трудах Н.К. Михайловского и Г. Тарда (сравнительная характеристика). Критика Н.К. Михайловским органицистских и социал-дарвинистских теорий в мировой социологии. Приоритет субъективной социологии в обращении к ценностным установкам. Критика субъективной социологии представителями других направлений (марксистской социологии и др.)
Тема 5. Марксистская социология в России (1 час)
Предпосылки формирования марксистской мысли в отечественной социологии. Знакомство в России с трудами К. Маркса. Популяризация марксистской мысли. Крупнейшие теоретики марксистского направления в социологии России: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Н.И. Бухарин. Г.В. Плеханов как основоположник марксизма в России и революционный идеолог. Идея социализма как основа социологических взглядов Г.В. Плеханова. Главные объекты внимания Плеханова-социолога: предмет социологии, взаимоотношения между историей и социальной психологией, исторического и экономического знания, взаимоотношения коллектива и индивида, роль личности в истории, закономерности общественного сознания, методология социального познания. В.И. Ленин как социолог-теоретик марксизма. Развитие В.И. Лениным марксистской теории общества. Анализ развития капитализма в России. Изучение социально-классовой структуры российского общества. Теория империализма как высшей стадии капитализма. Разработка теории буржуазно-демократической революции. Развитие концепции пролетарской революции и диктатуры пролетариата. Концепция революционной ситуации. Социология партий. Проблемы национальных отношений в произведениях В.И. Ленина. Бухарин Н.И. и его важнейшие темы: классовая борьба и революция, экономические и политические функции советского государства, научные основы управления плановым хозяйством, “теория равновесия”. Базовая категория социологической теории Бухарина - производительные силы как техническая система общества. Главный социологический труд Н.И. Бухарина - “Теория исторического материализма. Критика марксистской социологии как теории и методологии социальных исследований представителями других направлений (позитивизм, неокантианство).
Тема 6. Неокантианская школа в русской социологии (1 час)
Основные предпосылки зарождения неокантианской мысли в Европе конца Х1Х столетия. Идеи баденской школы (В. Риккерт и Г. Виндельбанд). Условия зарождения неокантианского направления в России. Разработка основных принципов неокантианской философии и социологии П.И. Новгородцевым, методологии социальных наук Б.А. Кистяковским, Л.И. Петражицким, В.М. Хвостовым, А.С. Лаппо-Данилевским. Борьба за идеализм как общая задача неокантианского направления. Категория личности как ключевая в неокантианских концепциях. Нравственное начало и нравственный идеал в структуре социального поведения. Проблема исследования взаимоотношений права и нравственности - центральная в обосновании неокантианского подхода к обществу и человеку. Обращение к теоретическому анализу понятия правовой личности. Близость неокантианства и русской религиозной философии начала ХХ века в понимании категории свободы. П.И. Новгородцев как основатель российской философии права и крупнейший критик марксистской социологии (“Об общественном идеале”). Критика позитивизма и разработка основных принципов методологии социального познания в трудах Б.А. Кистяковского (“Социальные науки и право”) и А.С. Лаппо-Данилевского (“Методология истории”). Л.И. Петражицкий - основатель российской традиции в психологии права. Роль разработанной им теории эмоций в прогрессе социального познания (“Основы эмоциональной психологии”). Исследование В.М. Хвостовым вопросов теории, истории и методологии социологии, теории культуры и др. («Основы социологии», «Нравственная личность и общество»). Участие социологов неокантианского направления в обсуждении исторической ответственности русской интеллигенции в сборниках «Вехи», «Из глубины» и др.
Тема 7. Социологическое содержание взглядов русских религиозных философов Серебряного века (2 час)
Философия Вл. Соловьева - источник русского религиозно-философского сознания конца Х1Х - начала ХХ столетия. Творчество Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, Н.О. Лосского, И.А.Ильина и других представителей Русского духовного Ренессанса. Эволюция взглядов крупнейших представителей этого направления от “легального марксизма” и радикальных демократических взглядов к новому религиозному мировоззрению. Концепция “нового христианства” Н.А. Бердяева: трактовка понятий “Нового Бога”, свободы, творчества, конечных судеб мира и утраты смысла истории, диалектики свободы и несвободы (“Самопознание” и др. труды). Религиозное сознание как средство духовного освобождения (С.Н. Булгаков) и его работа Философия хозяйства». “Конкретный идеализм” С.Л. Франка, его идея целостности живого бытия и взгляд на методологию социальных наук. Идейная близость русских религиозных философов с неокантианским течением в социологии. Обсуждение вопроса об исторической миссии интеллигенции (сборник “Вехи”). Влияние идей русского религиозного идеализма на развитие отечественной социологии в СССР и эмиграции
Тема 8. Плюралистическая социология М.М. Ковалевского. (1 час)
М.М. Ковалевский – социолог-энциклопедист. Сочетание в его творчестве нескольких областей знания: истории, социологии, экономики, права. Его «социология как наука» и «сравнительно-исторический метод». Основные положения его генетической социологии. Теория прогресса в контексте генетической социологии. Концепция методологического плюрализма как итог дискуссии в мировой науке по проблеме одного фактора. «Теория факторов»: особенности социального взаимодействия. Критика Маркса. Участие Ковалевского в процессе институционализации социологии.
Тема 9. Неопозитивизм в русской социологии (1 час)
Начало кризисных явлений в развитии классического позитивизма как часть общеевропейского кризиса культуры. Критики позитивистских принципов социального познания с конца Х1Х века противниками этой доктрины. Пересмотр устаревших положений своей теории и поиски путей совершенствования самими представителями позитивизма. Статья Е.В. Де Роберти “Наука и метафизика” (1875) и появление термина “новый позитивизм” (с последующим преобразованием в “неопозитивизм”). Основатели неопозитивизма в отечественной социологии: П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, А.С. Звоницкая. П.А. Сорокин - ученик Ковалевского и Петражицкого, представитель нового (неопозитивистского) течения в отечественной социологии. Основное содержание российского периода деятельности Сорокина: исследователь, организатор науки, педагог, общественный деятель. Основатель первого в России Социологического факультета. Важнейшие особенности процесса становления социологии неопозитивизма: модернизация социологической теории в границах изначально заданной схемы; переориентация фундаментальных принципов позитивизма на качественно новый эмпирический материал; преодоление натуралистических тенденций, редукционизма, крайностей эмпиризма, психологизма. Уточнение и обновление принципов изучения социальных явлений. Новое определение предмета и методов социологии, ее задачи. Главный объект социологии - поведение людей как явление транссубъективного порядка. Социальные процессы - сфера изменений структур поведения. Взаимодействие - основа социальной жизни и содержания соответствующего понятия в различном терминологическом оформлении: “социальные связи” (А.С. Звоницкая), “социальные действия” (К.М. Тахтарев), “взаимодействие” (П.А. Сорокин). Замена понятия фактора понятием функции. Введение термина “независимая переменная”. Отказ от эволюцонизма и сравнительно-исторического подхода к социальным явлениям. Связь отечественных теорий неопозитивизма с концепциями западных ученых (Г. Тарда, Ф. Гиддингса и др.).
Тема 10. Русская социология в послереволюционный (1917 года) период. Социология русской эмиграции первой в половине ХХ в. (2 час)
Влияние событий Февраля и Октября 1917 года на положение в стране социологии и социологического образования. Новые исторические задачи времени и содержание социологической работы. Дискуссии по вопросам социологии: о предмете, о задачах социологии. Создание новых научных институтов, реорганизация социологического образования. Эмпирические исследования. Разнообразие тематики отраслевой социологии, ее связь с задачами развития нового общества. Популяризация научного наследия классиков русской и мировой социологии. Сохранение позитивизмом научного авторитета наряду с усилением марксистской идеологии. Отъезд из страны в 1922 году большой группы известных деятелей науки и культуры в том числе известных социологов), его причины и отражение этого события на развитии науки, культуры образования. Усиление давления идеологии и политики на общественные науки. Завершение к концу 20-х годов острых дискуссий среди обществоведов отказом от социологии как науки буржуазной и замена её историческим материализмом. Социология русской эмиграции ХХ в. П.И.Новгородцев, Н.А Бердяев, Б.П. Вышеславцев о кризисе западной культуры и цивилизации, пути русской и всемирной истории. Творчество И.А. Ильина. Идеи евразийства (Н.С. Трубецкой, П.Н Савицкий, Г.В. Вернадский. Л.П. Карсавин).
Тема 11. История социологического образования в России (2 час)
Процесс институционализации социологии, его специфика в России. Социологическое образование как важнейшая форма институционализации науки. Первые попытки чтения лекций по социологии в российских университетах (Н.М. Коркунов, Н.И. Кареев), составления программ для желающих изучать эту науку (С.Н. Кривенко) и издания учебной литературы (Лекции Н.И.Кареева, переводы западных учебников). Формирование концепции социологического образования в трудах отечественных социологов (Н.И. Кареева, М.М. Ковалевского и др.). Русская Высшая Школа общественных наук в Париже (1900), ее организаторы и ведущие лекторы (М.М. Ковалевский, Е.В. Де Роберти и др.). Значение Русской школы в Париже для развития мировой системы социологического образования. Первая в России кафедра социологии (1908), принципы ее создания, организаторы (М.М. Ковалевский, Е.В. Де Роберти), учебные программы. Первые учащиеся (П.А. Сорокин, Н.Д. Кондратьев). Значение этой кафедры для дальнейшего развития в России социологического образования. Изменение отношения к социологии и социологическому образованию в феврале 1917 года. Введение социологии как учебного предмета в школах разных типов и уровней. Рост числа и разнообразия учебной литературы с конца второго десятилетия ХХ в. Факультеты общественных наук (ФОНы), появившиеся во многих вузах страны. Первый в России социологический факультет, созданный на базе ФОНа Петроградского университета П.А. Сорокиным (1920). Возрождение системы социологического образования в вузах и средних школах России в 80-е годы ХХ века. Создание социологических факультетов в крупнейших университетах страны, в том числе Московском и Ленинградском (1989).
Вопросы для самоконтроля:
1. Общественно-исторические и социокультурные предпосылки появления социологии в России.
2. Особенности развития социологии в России.
3. Институционализация социологии в России.
4. Основные направления позитивизма в русской социологии, крупнейшие представители.
5. Географическое направление в русской социологии (Л.И. Мечников).
6. Органическое направление в русской социологии (П.Ф. Лилиенфельд).
7. Психологическая школа (Е.В. Де Роберти, Н.И. Кареев).
8. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.
9. Роль Е.В. Де Роберти в развитии русской социологии.
10. Н.И. Кареев как социолог.
11. Субъективная школа в русской социологии (П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский).
12. Неокантианская школа в русской социологии (Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий и др.).
13.: Плюралистическая теория М.М. Ковалевского.
14. Особенности развития марксистской социологии в России (Г.В. Плеханов и В.И. Ленин).
15. П.А. Сорокин: российский период научной деятельности.
16. Социология в СССР после 1917 г.
17. Социальная концепция славянофилов и их размышление о задачах национального образования.
18. Взаимоотношения права и нравственности как проблема неокантианской социологии.
19. Первые в России учебные заведения с социологической специализацией.
20. Понятие нравственного идеала в теориях русских социологов.
21. Вклад М.М. Ковалевского в методологию социологии.
22. Теория исторического процесса П.Л. Лаврова.
23. Психологические основания социологических исследований (на материале трудов Н.К. Михайловского).
24. Теория эмоций в социологических исследованиях Л.И. Петражицкого.
25. Понятие социального прогресса в трудах русских социологов разных направлений.
26. Теория потребностей в социологии П.Л.Лаврова.
27. “Система социологии” П.А.Сорокина, ее значение для развития отечественной и мировой социологии.
28. Принципы генетической социологии, сформулированные М.М.Ковалевским.
29. Теория личности в трудах русских социологов неокантианского направления.
30. Методология социальных наук и взгляд на развитие социологии в труде Б.А. Кистяковского “Социальные науки и право”.
31. История институционализации в России (развитие научной прессы, создание научных обществ, начало социологического образования).
32. Герои и толпа: новое в исследовании общественных явлений (на материале одноименного произведения Н.К. Михайловского).
33. Разработка теории личности в трудах Н.И. Кареева.
34. Биосоциальная гипотеза Е.В. де Роберти и понятие надорганического.
35. Социальная патология и средства ее терапии (П.Ф.Лилиенфельд).
36. Е.В. де Роберти о взаимоотношениях философии и социологии.
37. Интеллигенция как социальный феномен (по материалам научных трудов социологов России).
38. Взгляд на историю социологов неокантианского направления (П.И.Новгородцев, В.М.Хвостов).
39. История социологии как предмет специального исследования в трудах Н.И.Кареева, М.М.Ковалевского и других социологов России.
40. Н.И.Ножин - первый ученый-социолог (значение его идей для развития научной социологии в России).
41. Неопозитивизм в русской социологии: важнейшие предпосылки, главные отличительные черты.
42. Кризис науки и культуры в конце 19 века и его отражение в социологии.
43. Теория общества К.Маркса и В.И.Ленина.
44. Марксизм-ленинизм как теория социального конфликта.
45. Теория социального развития в трудах русских социологов-марксистов.
46. Основные идеи социально-нравственных доктрин русской религиозной философии.
47. «Система социологии» П.А. Сорокина: значение этого труда для последующего развития социологии.
48. Теоретическое наследие русской социологии и современности.
Занятие 1. Тема: Становление и особенности развития отечественной социологии (4 часа)
Практическое занятие проводится методом традиционного научного семинара с обсуждением темы: «Характеристика всех этапов развития и направлений классической русской социологии».
В ходе данного занятия необходимо особо выделить и рассмотреть вопрос поисков предмета социологии в Европе и России и теоретических трудностей данного вопроса.
Вопросы для обсуждения:
1. Развитие социально-философской, социальной мысли в России.
2. История развития социально-статистических, эмпирических исследований в России
3. Предпосылки и условия развития социологии в России.
4. Периодизация, исторические этапы развития отечественной социологии.
5. Институционализация социологии и социологическое образование в России.
Литература основная: №№ 6, 7.
Литература дополнительная: 1, 2, 4, 5.
Занятие 2. Тема: Позитивизм и истории русской социологии (географический детерминизм и органицизм). (2 часа)
Практическое занятие проводится методом традиционного научного семинара с обсуждением темы: «Мировоззренческие и теоретические различия (в рамках позитивизма) главных позитивистских российских школ и направлений.
В ходе занятий обсуждаются результаты выполнения заданий по №№ 1, 3, 9, 39, 42.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные философские, теоретические и методологические идеи и понятия позитивизма. Наиболее яркие представители позитивизма в западной социологии.
2. Географическое направление: основные принципы. Географический детерминизм в западно-европейской истории социальной мысли (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Ф. Ратцель)
3. Творчество Л.И. Мечникова
4. Идеи географического направления в русской исторической науке (В.О. Ключевский, С.М. Соловьев)
5. Органическое направление (органицизм): Стронин А.И., Лилиенфельд П.Ф.
Литература основная: 2,4,6,7,8,17.
Литература дополнительная:1,2,4,5.
Занятие 3. Тема: Социально-философские и социологические воззрения западников и славянофилов. (4 часа)
Практическое занятие проводится в форме дискуссии на тему мировоззренческого раскола в образованном русском обществе и формах существования этого раскола в современной России.
В ходе занятий обсуждаются результаты выполненных заданий по №№ 4,5,6,35,40.
Вопросы для обсуждения:
1. Становления двух направлений в русской социальной мысли XIX в. («Философические письма» П.Я. Чаадаева). Научно-теоретические и исторические предпосылки спора западников и славянофилов.
2. Россия и Европа: взгляд западников (Н.В. Станкевич, К.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен.)
3. Эволюция западничества: утопический социализм А.И. Герцена и русский либерализм (К.Д. Кавелин и Б.Н. Чечерин)
4. Взгляды славянофилов на социально-историческое развитие России (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.)
5. Оппозиция «Восток-Запад», «Россия-Европа» в творчестве славянофилов.
6. Теория культурно-исторических типов в творчестве Н.Я. Данилевского («Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому»).
Литература основная: 1,3,6,7,10.
Литература дополнительная: 1,2,4,5.
Занятие 4. Тема: Психологическое направление в истории русской социологии XIX века. (4 часа)
Практическое занятие проводится в форме традиционного семинара с заслушиванием и последующим обсуждением докладов по тематике вопросам к семинару.
В ходе докладов обсуждаются темы 7, 9, 34, 36.
Вопросы для обсуждения:
1. Предпосылки становления психологического направления в истории западной и русской социологии. Основные представители психологической школы в западной социологии. Основные принципы данного направления.
2. Де Роберти Е.В: основные направления творчества и идеи. Де Роберти о социологии как науке.
3. Кареев Н.И.: вклад в становление отечественной социологической науки. Кареев о методе в социологии. Кареев о роли личности в социально-историческом процессе.
3. Коркунов Н.М.: проблема соотношения личности и общества, происхождения социальных институтов (государства).
Литература основная: 6, 7, 8.
Литература дополнительная: 1, 2, 4, 5.
Занятие 5. Тема: Субъективное направление в истории русской социологии XIX века. (4 часа)
Практическое занятие проводится в форме круглого стола по теме: «Выявление основного мировоззренческого и методологического противоречия русских субъективистов и актуальность их социологии для наших дней».
В ходе занятия обсуждаются достоинства и недостатки написанных эссе по вопросам 10, 11, 22, 23, 26, 32, 33.
Вопросы для обсуждения:
1. Научно-теоретические и социально-политические предпосылки становления субъективного направления в истории русской социологии. Основные представители. Основные принципы данного направления.
2. Лавров П.Л.: основные направления творчества и идеи. Социология и история. Предмет и метод социологии. Теория прогресса.
3. Социология Н.К. Михайловского. О методе в социологии. «Борьба за индивидуальность». «Герои и толпа».
Литература основная: 3, 6-8, 10.
Литература дополнительная: 1,2,4,5,7.
Занятие 6. Тема: Плюралистическая теория М.М. Ковалевского. (4часа)
Практическое занятие проводится в форме докладов и обсуждений.
В ходе занятия разбирается тема: «Смысловое содержание указаний М.Ковалевского о необходимости для социолога «энциклопедичности знаний».
В ходе ПЗ проверяются контрольные задания №№ 13, 21, 29.
Вопросы для обсуждения:
1. Ковалевский М.М. в истории отечественной социологии: этапы научной биографии, роль в становлении социологического образования в России.
2. Социология как наука. Социально-исторический метод.
3. Многофакторная основа общества. Критика «теорий одного фактора».
4. «Генетическая социология». Генезис основных социальных институтов (по раб. «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии»).
5. Теория прогресса в творчестве М.М. Ковалевского.
Литература основная: 2, 6, 7, 8, 9.
Литература дополнительная: 1, 2, 4, 5.
Занятие 7. Тема: Социология русского неокантианства. (2 часа)
Практическое занятие проводится в форме проблемного семинара по теме: «Русские неокантианцы и современность: актуальность их теории для отечественной социологии и практики наших дней».
Вопросы для обсуждения:
1. Научно-теоретические предпосылки становления неокантианской социологии.
2. Кризис позитивистской традиции в социально-философской и социологической мысли.
3. Социальная гносеология А.С. Лаппо-Данилевского и Б.А. Кистяковского.
4. Нормативная концепция П.И. Новгородцева и В.М. Хвостова.
5. Психологически-эмоциональный вариант неокантианства Л.И. Петражицкого.
Литература основная: 1,3,4,6,7,8,11,12.
Литература дополнительная: 1,3,4,5.
Занятие 8. Тема: Марксистская социология в России. (4 часа)
Практическое занятие проводится в форме диспута по теоретическому наследию Маркса, Плеханова, Ленина и причинах популярности их теории в современной России.
Базовые вопросы для обсуждения:
1. Марксизм в истории русской социологии.
2. Экономический материализм Г.В. Плеханова.
3. В.И. Ленин (Ульянов) как социальный теоретик и политический практик.
4. Спор Плеханова и Ленина с идеями “легального марксизма” и актуальность марксизма-ленинизма сегодня.
Литература основная: 1-4, 6-8.
Литература дополнительная: 1, 3-6.
Занятие 9. Тема: Неопозитивизм в русской социологии начала ХХ века. (2 часа)
Практическое занятие проводится в форме традиционного семинарского занятия с рассмотрением вопроса о трансформации взглядов П.Сорокина после его эмиграции в США.
На практическом занятии разбираются эссе №№ 15, 27, 41, 47.
Вопросы для обсуждения:
1. Неопозитивизм: научные предпосылки, теория и методология. А.С. Звоницкая: концепция «социальной связи».
В.М. Бехтерев: основные идеи его «коллективной рефлексологии». Социологическая теория К.М. Тахтарева.
2. Российский период творчества П.А. Сорокина: основные характеристики. «Преступление и кара, подвиг и награда».
3. Теория нормативной регуляции общественной жизни. Разновидности социальных норм.
4. Формы и механизмы социальной регламентации человеческого поведения. Мораль и право как институты (и инструменты) социального контроля.
5. Социология как наука (по Сорокину). Основные разделы социологии (социальная аналитика, социальная механика и социальная генетика).
6. Социальное взаимодействие как элементарная структурная составляющая предмета социологического анализа. Теория «проводников взаимодействия». Социальная механика как «физиология общества».
7. Описание и классификация основных факторов, определяющих логику протекания социальных процессов.
Литература основная: 2, 5, 8, 13, 14, 15, 16, 17.
Литература дополнительная: 1, 3-6.
Занятие 10. Тема: Социологическая мысль русской эмиграции. (4 часа)
Занятие проводится в смешанной форме: слушание докладов и дискуссии по теме: «Анализ русскими социальными мыслителями в эмиграции краха Российской Империи и задачи России после крушения коммунистического режима».
1. Русская социология в изгнании: Чехословакия, Германия, Франция, США (П.Новгородцев, Г.Гурвич, Н.Н.Алексеев, Ф.А.Степун, Б.П. Вышеславцев, С.А. Левицкий).
2. Социальный Апокалипсис: критика цивилизации и прогнозы: Трубецкой Н.С., Вышеславцев Б.П. и др.
3. Социально-политические взгляды и «Русская идея» И.А. Ильина, Н.А.Бердяева, С.Л.Франка.
4. О русском национальном характере: Л.П. Карсавин и И.П. Солоневич.
5. Завещание русских философов и социологов и современность.
Литература основная: 1-4, 12, 13.
Литература дополнительная: 5-6.