Скифы
Киммерийцы
Древнегреческие города-государства.
Вопрос № 3. Киммерийцы, скифы, сарматы.
Эпоха бронзы
(вторая половина III – нач. I тыс. до н.э.)
Характерными приметами этой эпохи были:
· рост населения;
· активизация миграций;
· отделение скотоводства от земледелия;
· появление излишков производства и имущественного неравенства;
· начало захватнических войн;
· оживление межплеменных связей;
· патриархат вместо матриархата;
· развитие бронзовой металлургии, появление ткацкого станка, колесного транспорта;
· получило развитие кочевое скотоводство;
· завершилось общественное разделение труда – отделение скотоводческих племен от других.
В это время на территории Украины сформировались три этнокультурные зоны с различным типом хозяйства, этническим составом населения, господствующими верованиями:
· степь (ямная, катакомбная, срубная);
· лесостепь;
· Полесье.
Ранний железный век (конец II тыс. до н.э. – первые столетия н.э.)
|
|
В начале первого тысячелетия до н.э. эпоха меди-бронзы сменилась железным веком.
Главная черта этого периода – добывание, широкое использование железа для изготовления различных орудий труда, оружия, благодаря чему резко повысилась производительность труда.
Земледельческие племена перешли от мотыжного земледелия к пашенному, используя тяговую силу быков и лошадей. Первобытный строй стал постепенно разлагаться.
Произошло второе общественное разделение труда – выделение ремесел, образовываются большие племенные союзы.
В конце эпохи меди-бронзы с началом железного века на арену всемирной истории вышли народы юга Европы, известные под их собственными именами: киммерийцы, скифы, сарматы, тавры, древние славяне (анты, венеды, склавины).
Первым народом, который зафиксировал свое собственное имя на территории Украины, были киммерийцы. О них мы узнаем из «Одиссеи» Гомера. По языку они иранцы. В IX – VII вв. до н.э., господствовали в Причерноморье. Занимались кочевым скотоводством (коневодство). Длительное время их конница была непобедимой. Постоянный натиск киммерийцев испытывало оседлое население Лесостепи и земледельческие племена черноморской культуры. Дальнейшее развитие киммерийского общества было прервано наступлением скифов.
Под давлением степных среднеазиатских племен скифы в сер. VII в. до н.э. переселяются в Северное Причерноморье. Многочисленные скифские курганы свидетельствуют о ярко выраженном расслоении общества.
Самыми известными из них являются:
· Чертомлык и Солоха (близ Никополя);
· Гайманова Могила и Толстая Могила (в Запорожской области);
|
|
· Куль-Оба (близ Керчи в Крыму).
Скифское царство VI – III вв. до н.э. – протогосударственное образование. О нем мы узнаем из «Истории» Геродота, который в V в. до н.э. посетил Ольвию.
Геродот называет следующие народы и племена скифов:
· эллино – скифы;
· скифы-землепашцы;
· скифы-кочевники;
· царские скифы;
· скифы-земледельцы.
Среди упоминаемых Геродотом племен наше внимание привлекают скифы-земледельцы. По мнению большинства историков, это было прославянское население, которое проживало на территории Скифии и платило ей дань. Скифы внесли немалый вклад в формирование предславянской культуры.
В IV в. до н.э. образовалось раннеклассовое государство, объединившее все скифские племена, – царство Атея с центром в каменном городище (на Днепре напротив Никополя).
В III в. до н.э. начинается упадок могущественного скифского государства. Потерпев поражение от сарматов, царские скифы отступили, осев в Нижнем Подднепровье и Степном Крыму, где создали новое государство – Малую Скифию. Ее столицей сталь Неаполь, остатки которого сохранились в предместье Симферополя. В III в. н.э. Малая Скифия прекратила свое существование.