Казань 2012

Составители: к.э.н., доц. Мингатин М.Г.

к.э.н., доц. Рудалева И.А.

Рецензенты: ст. преп. Орлова О.А.

к.э.н., ст. преп. Иванова Н.В.

Обсуждена на заседании кафедры экономической теории, протокол № 7 от 23 мая 2012 года.

Утверждена Учебно-методической комиссией института, протокол № 7 от 2 июля 2012 года.

1. Цели и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины овладение знаниями в области динамики изменений экономических условий существования общества и закономерности этих изменений.

Дисциплина «История экономики» предусматривает решение следующих задач:

- получение системы знаний об исторической эволюции экономического развития;

- понимание общих закономерностей развития мирового хозяйства;

- ориентация в особенностях моделей экономического развития;

- формирование целостного представления парадигмы развития мировой цивилизации и места России в ней.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Изучению дисциплины «История экономики» предшествует освоение следующих дисциплин: «История», «Философия», «Микроэкономика». Данная дисциплина способствует освоению следующих учебных курсов: «Институциональная экономика», «Социология», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Маркетинг», «Статистика», «Эконометрика», «Страхование» и др.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Дисциплина «История экономики» направлена на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций профиля (ПКП) бакалавра экономики:

- владеет культурой мышления, способен к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

-способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8).

В результате овладения программой бакалавры должны:

знать:

- закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;

- основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;

уметь:

- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

- анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

- оценивать адекватность теоретических идей и подходов для повышения эффективности социально-экономического развития российской экономики;

владеть:

- навыками экономического мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;

- методологией экономического исследования;

- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;

- навыками анализа и интерпретации данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов/ зачетных единиц Семестр 2
Аудиторные занятия (всего) 36/1 36/1
В том числе:    
Лекции    
Практические занятия    
Самостоятельная работа (всего) 36/1 36/1
В том числе: индивидуальная работа    
Другие виды самостоятельной работы    
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Зачет Зачет
Общая трудоемкость час / зачетных единиц 72/2 72/2

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Доиндустриальная цивилизация

Тема 1. Введение в экономическую историю. Предмет, метод, задачи и структура курса «История экономики». Основные функции науки: историческая иллюстрация экономических теорий; историческая критика и обоснование экономических теорий. Проблема периодизации экономического развития (Ф. Листа, Б. Гильдебрандта, А. Тойнби, К. Бюхера, М.М. Ковалевского, В. Зомбарта, К. Маркса, Дж. Р. Хикса). Цивилизационный, формационный подход. Клеометрика.

Тема 2. Реформация и «Дух капитализма»

Западноевропейские города. «Коммунальные революции» как первая стадия подъема среднего класса. Развитие денежного обращения и финансовых институтов; коммутация ренты и королевские налоги. Великие технические новшества. Структура товаропотоков и дальние пути евразийской торговли. Пассивный баланс Запада в экономическом обмене с Востоком. Великие географические открытия и перемещение мировых торговых путей. Заокеанская экспансия западных держав. Роль Испании и Португалии в мировой торговле. Расширение европейского товарного импорта и насаждение принудительных форм труда в колониях. Биметаллизм. «Революция цен». «Второе издание крепостничества» в европейских странах к востоку от Эльбы.

Голландия - «магазин» мира. Торговые войны. Монопольные торговые компании и колониальная экспансия.

Генезис капитализма в Западной Европе:

- роль реформации в зарождении капитала в Западной Европе;

-как формировались национальные экономики Англии, Франции, Германии;

-основные исторические категории: рантье, мануфактура, ростовщичество, первоначальное накопление капитала


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: