Междусобные войны

Q1


его к борьбе с повстанцами. Обычно крестьянам строго запрещалось иметь даже самое примитивное оружие. Но, получив луки, стрелы, дротики, крестьяне чаще всего уходили с ними к восставшим. Правитель осажденного повстанцами города предложил от имени двора высокий чин Ван Сянь-чжи, если он перейдет на службу к правительству. Феодальные историки отмечали, что Ван Сянь-чжи готов был согласиться на это предложение, но Хуан Чао стал упрекать его, напоминая о данной ими клятве вести борьбу в масштабах всей империи и обвиняя его в измене товарищам. Стычка между вождями привела к расколу повстанческих сил. Одни пошли за Ван Сянь-чжи, другие — за Хуан Чао.

В 878 г. Ван Сянь-чжи со своими сторонниками совершил большой поход на запад в направлении Лояна. Подступы к восточной столице охранялись правительственными войсками и* нанятой правительством конницей кочевников. Ван Сянь-чжи потерпел жестокое поражение, был схвачен и подвергнут мучительной казни. По сведениям современников, в этой битве погибло 50 тыс. повстанцев. Некоторым удалось спастись бегством, уйти в деревню. Один из помощников погибшего вождя, Шан Жан, с группой повстанцев присоединился к Хуан Чао. Хуан Чао воглавил все повстанческие силы и принял титул «Великого полководца, штурмующего небо», заявляя этим о своей цели свергнуть императорский дом Танов и изменить правление.

В конце 878 г. этот крестьянский полководец привел свое большое войско к Янцзы. Переправившись на южный берег реки, повстанцы двинулись в путь по землям нынешних провинций Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун. В 879 г. они уже стояли у стен многолюдного города Гуанчжоу. Такой быстрый переход был возможен лишь при поддержке крестьян. Осадив Гуанчжоу, Хуан Чао начал переговоры с правительством, но, не добившись соглашения, взял штурмом этот город.

Арабские историки Абу Сайд и Масуди, жившие позднее, в следующем веке, рассказывали о стычке жителей местного иностранного поселения с повстанцами, но китайские источники умалчивают об этом. В Гуанчжоу действительно жили арабские, персидские и еврейские купцы, богатевшие за счет местного населения, поэтому нападение на них крестьян-повстанцев весьма вероятно.

Через некоторое время крестьянские предводители отказались от мысли обосноваться на юге, в Гуанчжоу, и все войско ушло на север. Они проследовали на плотах по р. Сян. Местное население снабжало их продовольствием, а юноши вступали в их ряды. Как отмечалось в источнике, войско Хуан Чао возросло до полумиллиона. Однако в Хубэе, близ Сянъяна, это необстрелянное войско потерпело сокрушительное поражение и бежало на юг за Янцзы.

На правом берегу под защитой мощных потоков реки повстанческие вожди стали снова собирать силы. Под знамена Хуан Чао вновь встали массы крестьян, его войско достигло 300 тыс. Летом 880 г. повстанцы вновь выступили на север, двигаясь на этот раз несколько восточнее — районом Великого канала — и обходя сильные крепости и главные скопления правительственных войск. Еще в Гуандуне Хуан Чао объявил свои силы «справедливым войском» и старался оправдать это наименование. Феодальные историки писали, что повстанцы «прекратили грабежи»; однако нет оснований предполагать, что они прекратили расправу с представителями власти и крупными землевладельцами. Хуан Чао принял новый титул «Великого полководца Поднебесной».

В декабре того же года он без боя занял восточную столицу империи— Лоян. В своем обращении он предлагал всем спокойно оставаться на местах и не оказывать вооруженного сопротивления. Многие —


особенно из низов господствующего класса и горожан — предпочли присоединиться к восставшим. Более того, некоторые военачальники и гражданские чины, понимая бессилие императорской власти, также последовали их примеру. Даже наместник Лояна вышел встречать Хуан Чао.

Чтобы защитить главную столицу — Чанъань, правительство направило гвардейские части к Тунгуаню — естественному укреплению, находившемуся у изгиба Хуанхэ. В то время к гвардии приписывались сыновья богачей, никогда не занимавшиеся военным делом. В «Таншу» сказано о них: «Получая большое жалованье, роскошную одежду и превосходных лошадей, они хвастались своими привилегиями и властью, но не занимались военным делом. Услышав, что нужно выступать в поход, они, плача, доставали припрятанные в домах сокровища, чтобы нанять вместо себя инвалидов из торговых рядов, а те были не в состоянии выполнять солдатскую службу и замерзали в дозоре». Военачальник, которого отправляли навстречу повстанцам, узнав, что солдатам не выдали провианта, сказал государю: «Я весь цепенею [от страха]».

Все же у Тунгуаня правительству удалось собрать значительное войско, начавшее ожесточенное сражение. Но отряд Шан Жана окружил главные силы противника, и судьба Чанъаня была решена. Танские воины после поражения обратились в бегство, а достигнув города, занялись грабежом. Император со своим двором бежал на юг.

10 января 881 г. повстанцы вступили в столицу. В источнике содержится запись: «Разбойники шли с распущенными волосами и в парчовых одеждах... Хуан Чао ехал в колеснице из желтого золота, охрана его была в расшитых одеждах и пестрых шапках. Его сподвижники следовали за ним на медных колесницах. Их сопровождали всадники».

Шан Жан, названный «усмирителем Тан», объявил населению: «Князь Хуан не такой, как безжалостный род Тан. Живите спокойно и ничего не бойтесь!». Политика повстанцев в Чанъане отражала классовый характер движения. Хуан Чао приказал убивать членов императорской фамилии и прогнать со службы чиновников трех высших рангов. Их связывали, били, отнимали имущество. «Богачей разували и гнали босыми. Задержанных чиновников убивали, поджигали дома, если не могли там ничего найти, а всех князей и знатных людей уничтожали». С бедняками восставшие делились своей добычей. «Разбойники, увидев бедных людей, раздавали им ценности и шелка», — отмечали летописцы. Преследуя влиятельных и богатых, помогая бедным, руководители восстания вели нейтральную политику в отношении низших прослоек господствующего класса и рядовых горожан.

Насколько можно судить по средневековым материалам, вожди восстания ставили определенную задачу — свержение танской династии и власти крупнейших феодалов и сановников. Правда, Ван Сянь-чжи в своем обращении еще не призывал свергнуть династию. Он писал: «Чиновники жадны и ненасытны, налоги тяжелы, награды и наказания несправедливы. Цзайсяны все это скрывают, а [император] Сицзун о том и не знает». Позже Хуан Чао якобы говорил: «Я хотел наказать бесчинствующих чиновников, которые обворовывают страну, и очистить императорский двор от скверны. Ошибкой моей было то, что, завершив это дело, я не ушел обратно». На практике восстание завершилось уничтожением членов царствовавшего дома и их ближайших пособников. По представлению крестьян-повстанцев, существовало единственное решение политического вопроса — возведение на престол справедливого правителя. Заняв дворец, повстанцы совершили положенные гадания, а затем провозгласили Хуан Чао императором и исполнили торжествен-


ную церемонию возведения на престол. Новая династия была наименована Да Ци, а девиз правления — Цзиньтун, согласно «Учению о пяти элементах». Ближайшие соратники Хуан Чао и военачальники получили назначения на посты особых советников и членов различных коллегий. 500 отличившихся воинов были объявлены «заслуженными». Чиновников низших рангов возвращали на их должности. Персоналия менялась, но система государственного управления оставалась все та же. Стараясь навести порядок, новые власти запретили своим воинам убивать и грабить население.

Никакой конкретной программы действий повстанцы не имели. Во время восстаний и походов крестьяне расправлялись со своими угнетателями. В источниках их враги обычно называются чэнь — чиновниками, а не помещиками. В восстании не было религиозных лозунгов. Не исключено, однако, что шаньдунские повстанцы имели связи с даосами. В частности, известно, что, когда Хуан Чао совершал свой поход на Юг, он вначале приказывал убивать конфуцианских ученых. Но не следует забывать, что последние были землевладельцами, эксплуатировавшими крестьян. В Чанъане все обряды были осуществлены по древним, освященным конфуцианством обычаям. Было даже отмечено, как того требовала традиция, что Небо сменило свое повеление, кому править в Поднебесной.

Наиболее слабыми сторонами восстания были непрочная связь повстанцев с крестьянскими массами и неумение создать какую-либо новую организацию. Так, в Цзянси у Наньчана произошло большое восстание крестьян, которые уничтожали представителей местных властей. В Шаньси взбунтовались солдаты и стали хозяевами в провинциальном центре Тайюани. Движения возникали и в других провинциях. Но повстанцы Чанъаня не установили с ними связи.

Между тем господствующий класс.готовился к борьбе. По призыву танского двора, находившегося в Чэнду (пров. Сычуань), феодалы собирали военные силы и присылали подати, изъятые у крестьян. Таны нанимали конницу кочевых племен. Самую активную роль в войсках, противопоставленных повстанцам, взяло на себя племя шато с одноглазым вождем Ли Кэ-юном.

Воспользовавшись отсутствием в столице Хуан Чао, который выступил против вражеских отрядов, находившихся на севере, войска феодалов вошли в город. Солдаты и командиры под покровом ночи начали грабить и насиловать жителей. В разгар грабежа на них напали воины Хуан Чао и вытеснили их из столицы. Несмотря на этот успех, положение повстанцев становилось все более критическим. Кольцо окружения сжималось теснее. Подвоз провианта давно прекратился, и в столице начался голод. Горожане, связывавшие свое материальное благополучие с императорским двором, разочаровались в политике крестьян-повстанцев. Военачальники, примкнувшие к Хуан Чао, теперь изменяли ему. Оборонять Чанъань долее не представлялось возможным.

20 мая 883 г. Хуан Чао со своими войсками покинул столицу и ланьтяньской дорогой через горы направился в Хэнань. Отступая, повстанцы оставляли на дороге ценные предметы. Вражеские воины подбирали их, ссорились из-за добычи и перестали преследовать повстанцев. 17-тысячное конное войско племени шато разграбило Чанъань и жестоко расправилось с мирными жителями. За безудержную жестокость народная молва нарекла воинов шато «черные вороны», а их вождя Ли Кэ-юна — «одноглазый дракон».

В Хэнани повстанцы потерпели несколько поражений. Численность крестьянского войска постепенно уменьшалась. Но главной опасностью


стали измены и переход командиров вместе со своими отрядами на сторону противника. Жестоким ударом по восстанию была измена Чжу Вэня, в прошлом мелкого чиновника, которому очень доверял Хуан Чао. Даже Шан Жан, захваченный в плен, присоединился к карателям. Началась жестокая расправа с восставшими крестьянами.

Хуан Чао принужден был отступать дальше на восток, теряя воинов и оружие. В 884 г. в пров. Шаньдун его малочисленный отряд оказался в безвыходном положении. Средневековые историки сообщают, что Хуан Чао покончил жизнь самоубийством, а отдельные отряды восставших еще продолжали борьбу. Хуан Хао — племянник Хуан Чао, собрав значительные силы, сражался против феодалов в долине Янцзы. Он совершил довольно успешный поход на север. Но в 901 г. войско Хуан Хао было разбито, а сам он погиб.

Крестьянская война, принесшая восставшим много блестящих побед, потерпела жестокое поражение. Однако значение этой войны было велико. Класс феодалов понес большой урон, многие его представители погибли или потеряли свои владения, власть и имущество; правящая династия была свергнута. Восстания, в течение нескольких лет бушевавшие по всей стране, временно освободили крестьян от непосильного гнета. Они перестали платить налоги, недоимки казне и долги ростовщикам, перестали работать на своих господ. Распадение танской системы учета и налогообложения создало для земледельцев благоприятные условия хозяйствования. Тщательная обработка ранее истощенных полей приносила большой урожай. Застой в экономике сменился некоторым подъемом.

Классовая борьба в IX в. по своей напряженности и размаху не имела прецедента в истории феодальной эпохи.

Крестьянское восстание нанесло серьезный удар государственной организации феодалов. Танский двор, хотя и вернулся в Чанъань, лишился реальной власти. Начальники карательных отрядов чувствовали себя полновластными хозяевами территорий, занятых их войсками. Сменявшие друг друга императоры были их пленниками. Сначала императора захватил Ли Кэ-юн, затем его отнял Чжу Вэнь. Во время военных стычек между этими двумя противниками была совершенно разрушена столица государства — город Чанъань. Чжу Вэнь увез императорскую семью в Лоян, а затем истребил весь танский род. Феодальные историки связывают с этим событием падение династии Тан (906 г.), хотя фактически она уже пала после занятия Чанъаня войсками Хуан Чао.

Конники Ли Кэ-юна не смогли вытеснить Чжу Вэня из центрального района и ушли на территорию Шаньси. Китайские средневековые историографы, соблюдая династическую традицию, называют время между 906 и 960 гг. эпохой пяти династий и десяти царств. Это означало, что империя распалась на ряд самостоятельных государств и феодальных владений.

В южной части страны положение правительств отдельных царств было более устойчивым, поэтому военные действия вспыхивали между ними реже. Поскольку дробление крупных землевладений во время крестьянских походов, гибель сильных властителей и истребление местной власти дали мелким представителям господствующего класса и сельским старшинам возможность завладеть полями, на юге страны начало складываться помещичье землевладение, преимущественно мел-


кое. Эти хозяйства основывались на эксплуатации держателей мельчайших участков. Чаще всего это были подневольные издольщики.

В первое время после восстаний землевладельцы, опасаясь новых возмущений в деревне, не спешили полностью восстанавливать прежнюю систему угнетения. Они принуждены были соглашаться на льготные условия для держателей, обрабатывавших их поля. Новые собственники земли были заинтересованы и в улучшении ирригационной системы, и в возделывании целины. Все это привело к подъему сельского хозяйства и оживлению ремесленного производства в городах. Увеличился торговый обмен, расширилось речное и морское судоходство. Области в долине р. Янцзы и к югу от нее стали быстро развиваться и превращаться в экономически передовые районы страны.

Положение на Севере оказалось намного тяжелее. Борьба за власть затянулась здесь на долгие годы; так называемые династии сменяли Друг друга, что было сопряжено с жестокими войнами. В начале X в. был сравнен с землей один из богатейших городов — Чанъань, а в междоусобной борьбе 30-х годов была разрушена значительная часть Лояна с его великолепными дворцами и библиотеками. Один из императоров во время осады неприятеля сжег себя со всей семьей и ценностями в здании лоянского дворца. Многие города подверглись разграблению.

Враждовавшие между собою военачальники по собственной воле облагали население поборами. На территориях, которые считались подвластными очередному императору, распространялась прежняя налоговая система с разного рода прямыми и косвенными дополнительными обложениями. Запустение деревень, невнимание к ирригационной системе и поддержанию дамб на Хуанхэ вызвали частые разливы реки, которая затопляла обширные районы на равнине. Потерявшие кров крестьяне уходили на юг. Количество населения резко сократилось. Опустели и пограничные военные поселения. Все воинские силы были заняты во внутренних баталиях.

Тяжелым положением внутри Китая воспользовались кидане, соседние с Китаем племена, которые вторглись в страну. Многолетние торговые и политические связи с империей способствовали разложению первобытнообщинного строя племен. Кидане начали менять кочевой образ жизни на оседлый, а кроме скотоводства заниматься и земледелием. Киданьская знать все более подчиняла себе рядовых членов племени. Во время набегов на Китай, присваивая себе пленников-рабов и львиную долю добычи, она все более богатела. Но политический строй киданей еще долго хранил отпечаток доклассовых порядков. Восемь больших родовых организаций (аймаков) пользовались самоуправлением и возглавлялись каждая своими старейшинами. Один раз в три года они выбирали общего для всех восьми аймаков вождя.

В X в. один из вождей киданей, Апоки (Амбигань) из рода Елюй, оказался настолько влиятельным, что отменил перевыборы и не оставил власть. Обманом созвав старейшин семи родов, он приказал перебить их и тем самым избавился от соперников. В 916 г. Апоки добился провозглашения императором и признания членов его рода и рода императрицы привилегированными. Апоки широко привлекал китайских чиновников, попавших в плен, для строительства государственного аппарата, который создавался по образцу китайского. При нем впервые была составлена киданьская письменность. В 937 г. династия рода Елюй, как и новое государство, стала называться Ляо. Апоки занялся и хозяйственной деятельностью. При нем строились города, были организованы рынки, особенно поощрялась добыча железной руды и соли.

Апоки (ум. в 926 г.) и последующие правители вмешивались в по-


литическую жизнь Северного Китая. Они помогали свергать императоров и поддерживали претендентов на престол, тем самым способствуя разжиганию междоусобной войны и ослаблению Срединного государства. Китайские феодалы, борясь за власть, добивались помощи киданьской конницы, платили дань шелком и уступали северные территории своей страны. Таким путем под власть государства Ляо перешло 16 земледельческих округов, находившихся на землях современных провинций Хэбэй и Шаньси с городами Пекин, Датун и др. Как только передача шелковых тканей задерживалась, киданьская знать организовывала грабительские набеги в глубь страны.

Вооруженный отпор чужеземцам оказало народное ополчение, стихийно возникшее для самозащиты. В 40-х годах X в. один из китайских военачальников помог киданям занять Кайфын. Государь Ляо попытался объявить себя императором Китая, но сопротивление народа и, особенно, горожан заставили киданей покинуть Кайфын и уйти на север. Однако они успели разграбить города и опустошить окрестные деревни. Много людей было угнано в рабство.

В Северном Китае поднялась волна народного негодования, были созданы многочисленные отряды крестьянской самообороны. Мелкие феодалы, чиновники и горожане также хотели прекращения бесконечной борьбы за престол. Необходимость стабилизации внутреннего положения принудила каифынских правителей провести некоторые аграрные и военные мероприятия. Первоочередной задачей было восстановление сельского хозяйства на запустевших землях Великой равнины. Чтобы заселить эти районы, новым земледельцам предоставляли пособия, отводили участки полей, сулили налоговые льготы. Щедрые обещания должны были заманить крестьян, которые ушли в южные царства, а также вернувшихся из киданьского плена. Стремясь пополнить доходы казны, кайфынские власти провели секуляризацию церковного имущества. По указу 955 г. закрывалось 30 336 буддийских монастырей, кумирен и пагод, а монахи должны были перейти на положение податных, обрабатывать землю и платить налоги. Из конфискованных статуй будд правительство приказало отливать монету.

Большое внимание было уделено реорганизации войска, наведению порядка в воинских подразделениях, ограничению сепаратизма командиров. Из отборных воинов создавалась гвардия.

Кайфынский правитель Чай Жун послал это реорганизованное войско для покорения мелких государств, возникших на территории Китая. Его военные кампании были успешными. Территория его государства, так называемого Позднего Чжоу, значительно расширилась за счет провинций Шаньси и Сычуань, а также земель, лежащих в междуречье Хуанхэ и Янцзы. Вскоре Чай Жун прекратил борьбу за объединение Китая и предпринял поход против киданей. Война против государства Ляо таила большую опасность, требовала тяжелых жертв. Трудные и дорогостоящие походы на север грозили разорением земледелию, которое только что начало налаживаться.

После внезапной смерти Чай Жуна гвардия в 960 г. провозгласила императором своего командира Чжао Куан-иня, который немедленно отменил поход на северо-восток и прекратил подготовку войны против киданей. Феодалы, войска, горожане Кайфына поддержали нового правителя, желая прекращения междоусобиц и объединения страны.

Чжао Куан-инь стал первым императором династии Сун. Войны (между 960 и 980 гг.) за подчинение самостоятельных государств и княжеств закончились объединением империи. Столицей стал Кайфын. Присоединить северные земли, захваченные киданями, Сунам не удалось.

7 Заказ 70



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: