(длина пластин - 7-8 см), и вкладыши цельных серпов (длина пластин - до 10 см). Эти изменения облегчали их изготовление и увеличивали производительность серпа.
Тип земледелия (мотыжный способ обработки почвы) остается неизменным, а прогрессивность ведения земледельческого хозяйства сказывается в улучшении технической оснащенности орудий, которые становятся более производительными. К началу III тысячелетия до н. э. проявляются признаки, позволяющие говорить о качественных сдвигах в экономике населения. Допустимо предположить наличие в этот период пашенного земледелия с применением тягловой силы крупного рогатого скота. К чертам, свойственным ему, относится увеличение ассортимента выращиваемых культурных злаков, что может отражать расширение посевных площадей и рост урожайности. Переработка зерна (помол) осуществлялась на зернотерках, рабочая площадь которых тоже стала больше.
История трипольских племен охватывает промежуток от позднего неолита до раннего бронзового века (IV-II тысячелетие до н.э.). В эпоху своего расцвета они занимали территорию в бассейнах Днестра, Южного Буга и Днепра. Вопрос об истоках их культуры нельзя считать решенным и поныне. Т. С. Пассек рассматривал ее возникновение как процесс автохтонного развития дотрипольских племен. Г. Чайлд называл ее пришлой из областей Восточного Средиземноморья. С. Н. Бибиков выделял в ней два компонента: местный или охотничий, и пришлый, или земледельческий, видя в ней результат ассимиляции пришлыми племенами южного ареала местных охотничьих племен.
|
|
Академик Б. Я. Рыбаков считает, что этнографическая литература располагает множеством народных календарей (около десятка), где достаточно полно описывается земледелие скифов Северного Причерноморья. Все они исходят из области интенсивного славянского земледелия в лесостепной полосе и относятся к тем благословенным «трояновым векам» (П-Ш вв.), когда славяне Среднего Поднепровья вели оживленную торговлю хлебом с Римской империей. Наибольший интерес с технологической точки зрения являет календарь-кувшин из могильника в Ромашках на Роси, невдалеке от самого Черняхова. Общий смысл всего календаря отражает земледельческие интересы древних полян.
Кувшин-календарь позволяет определять все фазы развития, все необходимые для урожая природные явления и отмечает точные дни языческих праздников. Он отражает состояние агротехнических знаний IV в., достаточно высокого уровня для того времени. Ромашковский календарь построен в расчете на те яровые хлеба, которые возделывались на киевских полях с эпохи триполья, т. е. до Черняховской культуры.
|
|
В соответствии с основными этапами сельскохозяйственных работ регламентировались языческие аграрные моления. Они охватывали время всей жизни яровых хлебов на поле:
1. Праздник первых ростков - 2 мая. Постепенно был заменен праздником Бориса и Глеба («Бориса-Хлебника», «Боришъ-денъ»).
2. Моления о дожде с 20 по 30 мая.
3. Ярилин день - 4 июня.
4. Моления о дожде с 11 по 20 июня.
5. Праздник Купала (позднее Иван Купала) — 24 июня.
6. Моления о дожде с 4 по 6 июля.
7. Отбор жертв для праздника Перуна 12 июля.