СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В УСВОЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВППО
Данная учебная дисциплина входит в базовую часть «Общенаучный цикл».
Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в вузе в результате освоения дисциплин «Философия», «Логика».
Знания и умения, усвоенные в процессе изучения истории и методологии науки, необходимы магистрантам в качестве теоретической предпосылки для освоения дисциплин профессионального цикла «Методология искусствознания», «История и методология педагогической науки».
В результате усвоения дисциплины магистрант должен:
знать:
• предметную, мировоззренческую и методологическую специфику гуманитарных философских наук;
• методы философского исследования;
уметь:
• проводить научный эксперимент.
владеть:
• методологией и методами научных исследований в области профессионального образования.
|
|
Дисциплина «история и методология науки» способствует формированию компетенций, предусмотренных по направлению подготовки ВПО Направление подготовки 051000.68 Профессиональное обучение.
а) общекультурные (ОК):
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
• способностью и готовностью самостоятельно осваивать новые методы исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК – 2);
• активному общению в научной, производственной и социально общественной сферах деятельности (ОК – 3);
• способностью и готовностью использовать на практике навыки и умения организации научно-исследовательских и научно-отраслевых работ, управления коллективом (ОК – 5);
• способностью и готовностью расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК – 11);
• способностью и готовностью проводить научные эксперименты и оценивать результаты исследований (ОК – 15);
• способностью и готовностью анализировать, синтезировать и обобщать информацию (ОК – 16).
«ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»
4. 1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Формы обучения | |
очная | заочная | ||
Общая трудоемкость дисциплины | |||
Аудиторные занятия | |||
лекции | |||
практические занятия | |||
семинарские занятия | |||
лабораторные работы | |||
другие виды аудиторных занятий | |||
Самостоятельная работа | |||
изучение теоретического курса | |||
курсовая работа | |||
домашние задания | |||
подготовка к зачету | |||
Вид промежуточного контроля | тесты | тесты |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
|
|
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||||||
1. | Особенности науки как формы освоения мира человеком. Основные периоды в развитии методологических оснований науки. | Еженед | Собесед. – 2. Дискуссия – 2. | |||||||||
2. | Основные логические категории научного мышления и их функции в научном познании. | 3-4 | Еженед | Собесед. – 4. Участие в практ. занятии – 4. | ||||||||
3. | Методология, ее уровни и значение в научном познании и исследовании | 5-6 | Еженед | Тест – 6. Участие в практ. занятии, тест – 6. | ||||||||
4. | Структура научного исследования | 7-8 | Еженед | Собесед. – 8; Участие в практ. занятии – 8 | ||||||||
5. | Диалектика абстрактного и конкретного в научном мышлении и исследовании | 9-10 | Еженед | Собесед. – 10; Участие в практ. занятии – 10. | ||||||||
6. | Уровни и методы научного познания | 11-12 | Еженед | Собесед. – 12; Участие в практ. Занятии, обсуждение статей, рефератов – 12. | ||||||||
7. | Эвристика научного поиска: как рождаются новые понятия | 13-14 | Еженед | Собесед. – 14; Обсуждение статей, рефератов, тест – 14. | ||||||||
8. | Критерии истинности в науке | Еженед | Тест. – 14; Участие в практ. занятии – 15. | |||||||||
Всего за курс | зачет | |||||||||||
Духовный акт личности, его целостность и частичность. Особенности научного мышления и знания. Функции науки. Особенности естествознания и социально-гуманитарных наук (СГН). Конвергенция (соединение) естественно-научного и социально-гуманитарного знания в современной науке.
Возникновение науки и основные периоды в историческом развитии ее методологических оснований и норм.
Преднаука и ее особенности. причины возникновения науки в древней греции. Особенности средневековой науки. Наука и гуманизм эпохи. Возрождения. Экспериментальная наука Нового времени; первая научная революция. Наука XVIII – XIX веков: идеи эволюции и развития, освобождение от натурфилософии, вторая научная революция, формирование научной картины мира. Наука в конце XIX–первой половины XX веков, третья научная революция, открытия в области физики, космологии, биологии, философии, рождение кибернетики. Наука XX–XXI веков: четвертая научная революция, научно-техническая революция, концепция большого взрыва, открытие генома человека, идеи синергетики, загадки современной науки.
Научные традиции и научные революции в истории науки: основания науки – идеалы и нормы познания, научная картина мира, философские принципы; система идеалов и норм как схема метода деятельности; Т.Кун о порождении нового знания, научная парадигма и научная революция. Типы научных революций и научной рациональности.
Историческая обусловленность рационального мышления (Античность, Средневековье, Новое и новейшее время). Типология социально-технологического базиса мышления. Типы науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Типы рациональности в науках математических, естественнонаучных, социально-гуманитарных, технических.