Диагностика психических состояний 8 страница

С целью определения поведенческого благополучия респондентов (их приверженности здоровому образу жизни) использовался индекс

- 121-

поведенческого благополучия, представляющий собой набор из девяти вопросов, позволяющих оценить следование респондентов здоровым или патологическим ролям.

В дополнение к методам оценки «качества жизни» использовались углубленные открытые вопросы, направленные на оценку личного опыта исцеления и оздоравливающих эффектов участия в исцеляющих ритуалах. Ответы на эти открытые вопросы качественного характера кодировались на основе оценки их содержания.

Для того чтобы оценить возможные психодинамические изменения, происходящие у вовлеченных в группы духовного целительства респондентов, была использована проективная методика «Карточный тест мандалы», разработанная на основе юнгианской практики рисования мандал Джоанной Келлогг (Kellogg, 1978). Методика предполагает комбинирование набора символов с цветом. Данные символы коррелируют с определенными личностными свойствами и психическим состоянием респондентов (Di Leo, Grof and Kellogg, 1977; Kellogg, Mac Rae, Bonny, Di Leo, 1977; Kellogg, 1978; McRae, 1980; Buch, 1988). Тест позволяет определить индивидуальные психологические тенденции на уровне разных форм когнитивных процессов и психических состояний. В контексте ритуального целительства эти тенденции могут иметь определенную связь с переживанием исцеления (Csordas, 1983; Fischer, 1975, 1976).

Карточный тест мандалы основан на конструкте, названном Большой Круг Мандалы, отражающем прохождение индивидом двенадцати психодинамических стадий развития (Kellogg, 1978, 1986). Анализ и интерпретация результатов тестирования построены на данном конструкте.

Использованный нами вариант карточного теста мандалы состоит из набора карт с изображением различных символов, а также набора Цветных карт. После заполнения опросников респонденты должны были выбрать по четыре наиболее привлекательных для них карты с изображением символов и подобрать к ним цветные карты.

Анализ результатов

Общими вопросами, на которые мы стремились ответить в нашем Исследовании, являлись следующие: в какой мере заявления респондентов об исцелении связаны с изменениями индикаторов физического

-122-

и психического здоровья и состояния сознания9 Для того чтобы оценить эту связь, использовался перекрестный анализ, предполагавший учет распределения индикаторов в разные моменты времени, а также количественное сравнение результатов измерений. Поскольку различия между двумя типами групп духовного целительства, действующими в районе г. Балтимора — христианскими харизматическими группами и «нью-эйдж» группами, описанными нами ранее (Glik, 1986, 1988),- были несущественны, мы изучали общую выборку, состоящую из респондентов, представляющих разные типы групп. Это было связано с предположением, что изучаемые нами процессы происходят независимо от идеологических, организационных и ритуальных различий между группами.

Результаты исследований

Возраст респондентов колебался от 35 до 65 лет, 40 % из них были либо холостыми, либо разведенными; большинство из них были белыми и принадлежали к среднему или рабочему классу. Среди респондентов было вдвое больше женщин, чем мужчин, тем не менее достоверные различия между мужчинами и женщинами были выявлены лишь по ограниченному числу индикаторов состояния здоровья (Glik, 1986). Состояние здоровья подавляющего большинства респондентов оценивалось как среднее для их возрастной группы. У определенного процента респондентов были выявлены лишь хронические или связанные со стрессом заболевания. Менее чем у семи процентов респондентов имелись тяжелые заболевания или терминальные состояния.

Во время второго и третьего интервью респондентов спрашивали о достигнутом с момента первого интервью и связанном с ритуалами духовного целительства улучшении состояния. Эти вопросы были ориентированы на выявление исцеляющего эффекта в целом и не касались каких-либо специфических проблем. Подсчитывался средний показатель положительных ответов на этот вопрос во время второго и третьего интервью, отражающий общий уровень исцеления за период исследования.

- 123-

Т а б л и ц а

Уровни исцеления в группе респондентов (N = 170)

  N %
Отсутствие исцеления (0)   8.1
Очень слабое исцеление (1)    
Слабое исцеление (2)   13.7
Частичное исцеление (3)   27.5
Почти полное исцеление (4)   24,4
Полное исцеление (5)   20.0
Средний показатель = 2,96    

Как видно из таблицы 1,13 респондентов (8,1 %) заявили об отсутствии какого-либо исцеления; 10 респондентов (6,3 %) заявили, что исцеление было очень слабым; 22 респондента (13,7 %) ответили, что исцеление было слабым; 44 респондента (27,5 %) отметили частичное исцеление; 39 респондентов (24,4 %) отметили эффект почти полного исцеления и 32 респондента (20 %) констатировали эффект полного исцеления.

Результаты мультивариативного анализа (MANOVA) показателей качества жизни в разные моменты времени, выступавших в качестве зависимых переменных и показателей исцеления, выступавших в качестве независимых переменных, представлены в таблице 2. Представленные в таблице 2 данные показывают, что различия в показателях качества жизни между респондентами, констатировавшими исцеление, и теми, кто отрицал эффект исцеления, были значимыми и касались показателей тяжести заболевания, физического и поведенческого благополучия. Таким образом, отметившие эффект исцеления лица имели лучшие показатели физического здоровья и здорового поведения. В то Же время существенных различий в показателях психического здоровья между теми, кто констатировал эффект исцеления, и теми, кто его отрицал, отмечено не было.

-124-

Результаты мультивариативного анализа показателей состояния здоровья

Т а б л и ц а

а) Тяжесть заболевания (зависимая переменная) F = 2,48, DF (3,180); Wilks lambda = 0,96
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
Неисцелившиеся (N=68) 2,18(1,14) 1,88(1,34) 1,84 (1,29)
Исцелившиеся (N=131) 1,85 (1,28) 1,65 (1,19) 1,40 (1,40)
univariate F 3,44* 1,44 4,95*
b) Физическое благополучие (зависимая переменная) F = 2,85,DF (3,194); Wilks lambda = 0,95*
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
Неисцелившиеся (N=68) 15,2 (2,9) 15,5 (2^2) 14,07 (3,19)
Исцелившиеся (N==131) 16,4 (2,7) 16,5 (2,44) 14,91 (2,52)
univariateF 8,28** 6.63* 4,10*
с) Общее благополучие (зависимая переменная) F = 0,63, DF (3,186); Wilks lambda = 0,98 (N S)
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
Неисцелившиеся (N=68) 1.69 (0,84) 1,74 (0,74) 1,74 (0,80)
Исцелившиеся (N=131) 1,64 (0,69) 1,61 (0,69) 1,64 (0,72)
univariate F 0,17 1,43 0,37
d) Индекс общей тяжести состояния (зависимая переменная) F = 0,71, DF (3,189); Wilks lambda = 0,99 (N S)
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
Неисцелившиеся (N=68) 0,62 (0,24) 0,59 (0,31) 0,53 (0,31)
Исцелившиеся (N=131) 0,57 (034) 0,53 (0,27) 0,53 (033)
univariate F 0,87 2,12 0,73

- 125-

е) Поведенческое благополучие (зависимая переменная) F=1.45, DF (3,195) Wilks lambda = 0. 99 (N.S.)
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
Неисцелившиеся (N=68) 3.47 (2,0) 2.86(1 84) 2,67(1,67)
Исцелившиеся (N=131) 3,78(1,8) 3.32(1,72) 3,19(1.78)
univariate F 1,19 3.05 3,99*

В таблице 3 представлены корреляции между показателями уровней исцеления и изменениями качества жизни. Изменения качества жизни определялись на основе вычитания индивидуальных показателей в ходе завершающего интервью' положительные величины свидетельствуют о достигнутом улучшении, в то время как отрицательные величины — об ухудшении состояния, за исключением показателей поведенческого благополучия, которые имеют противоположную направленность. Как и ожидалось, различные показатели качества жизни оказались взаимосвязаны, что указывает на высокую согласованную валидность разных критериев. Однако изменения показателей качества жизни во времени не были существенно связаны с заполненными респондентами уровнями исцеления (смотри первый столбец в таблице 3).

Необходимо отметить, что каких-либо значимых тенденций в изменениях качества жизни в данной выборке нами обнаружено не было. Состояние некоторых лиц улучшалось, других — ухудшалось, однако значимых изменений уровня здоровья за период исследования, свидетельствующих о том, что данный контингент лиц стал более «здоровым», не было выявлено. Кроме того, повторный мультивариативный анализ, направленный на определение корреляций между утверждениями о достигнутом исцелении и изменением качества жизни, также показал отсутствие достоверных различий между теми, кто контактировал эффект исцеления, и теми, кто его отрицал.

Таблица 4 показывает выбор респондентами карт с разными символами, связанными со стадиями Большого Круга Мандалы (Kellogg, 1086). Эти стадии, в свою очередь, характеризуют уровень психического развития респондентов и особенности их когнитивных процессов. Большой Круг Мандалы можно разделить на три группы стадий и соответствующими им значениями:

-126- по -127-

Корреляционная матрица: связь между заявленным исцелением

и изменениями показателей физического, психического

и поведенческого здоровья

Т а б л и ц а 3

  AV ER ILL SEVCH GW BCH GSI CH DEP CH AN XCH HOS CH PHY SCH BEN СН
ILL SEVCH 0,06                
GW BCH – 0,02 0,05              
GSI CH 0,05 0,13 * 0,14 *            
DEP СН 0,05 0,00 0,33 ** 0,54 **          
AN XCH 0,06 0,07 0,08 0,50 ** 0,33 **        
HOS СН – 0,02 0,02 0,24 ** 0,40 ** 0,34 ** 0,37 **      
PHY SCH 0,02 0,21 ** 0,16 * 0,19 * 0,12 * 0,10 * 0,05   1
ВЕН СН 0,03 – 0,15** – 0,02 – 0,18* – 0,13* – 0,17** – 0,09 – 0,24 **    
m 3 5 0,42 – 0,027 0,03 0,05 0,07 0,02 - 1,462 – 1,00  
SDS 0,9 0,98 0,60 0,12 0,38 0,39 0,33 2,57 2,09  
                                     

Примечания:

AVER — уровень исцеления

ILL SEVCH — изменения тяжести заболевания

GWBCH — изменения общего благополучия

GSICH — изменения общей тяжести состояния

EPCH — изменения показателя депрессии

ANXCH — изменения показателя тревоги

HOSCH — изменения показателя враждебности

PHYSCH — изменения физического благополучия

BENCH — изменения поведения

-128-

Таблица

Выбор карт, соответствующих трем группам стадий Большого Круга Мандалы

а) стадии с 1 по 4
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
N % N % N %
Отсутствие выбора            
1-2 места   4        
3-4 места 6          
b) Стадии с 5 по 8
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
N % N % N %
Отсутствие выбора            
1-2 места            
3-4 места            
с) Стадии 9-12
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
N % N % N %
Отсутствие выбора            
1-2 места            
3-4 места   4        

- 129-

1 Стадии с 1 по 4 включительно указывают на переработку материала на уровне бессознательного, опыт рождения, развития и психоаналитического самоопределения.

2 Стадии с 5 по 8 включительно указывают на переработку материала на уровне сознания, опыт сознательной деятельности и самоактуализации.

3 Стадии с 9 по 12 включительно указывают на переработку материала как на сознательном, так и на бессознательном уровнях, процессы психологических изменений, трансформации и фрагментации, экстатические переживания.

Данные тестирования с использованием карточного теста мандалы, полученные в разные моменты времени, представлены в таблице 4. Наибольшего внимания заслуживает тот факт, что респонденты чаще всего отдавали предпочтение картам, соответствующим стадиям с 5 по 8 и с 9 по 12, и гораздо реже — картам, соответствующим стадиям с 1 по 4. Наиболее «популярными» были стадии с 9 по 12, часто связанные с «измененными состояниями сознания» и опытом психологической трансформации.

В таблице 5 представлена связь между выбором карт, соответствующих разным стадиям Большого Круга Мандалы и заявленными респондентами эффектами исцеления в разные моменты исследования. Заявившие о значительных положительных изменениях в своем состоянии респонденты значительно чаще стали выбирать карты, соответствующие стадиям с 5 по 8 и с 9 по 12. Те же, кто констатировали отсутствие эффектов исцеления, выбирали эти карты примерно с той же самой частотой, независимо от момента тестирования. Изменения в частоте выбор карт, соответствующих стадиям с 1 по 4, у тех, кто отметил эффект исцеления, и тех, кто его отрицал, были сходными.

В таблице 6 представлен выбор разных цветов при тестировании с использованием карточного теста мандалы Цвета имеют условные обозначения в зависимости от их интенсивности и связаны с различными группами описанных выше стадий Мы разделили цвета на три основные группы по степени их интенсивности, каждая группа имеет свое психологическое содержание.

1) темные оттенки — отражающие переработку материала на уровне бессознательного,

-130-

Изменения в выборе карт во времени у лиц, отметивших эффект исцеления, и тех, кто его отрицал

а) стадии с 1 по 4 Неисцелившиеся Исцелившиеся
N % N %  
Более редкий выбор         xy2
Нет изменений выбора         3,8
Более частый выбор         (N. S.)
b) стадии с 5 по 8 Неисцелившиеся Исцелившиеся  
N % N %  
Более редкий выбор         xy2
Нет изменений выбора          
Более частый выбор 5        
с) стадии с 9 по 12 Не исцелившиеся Исцелившиеся  
N % N %  
Более редкий выбор         xy2
Нет изменений выбора         8,2 4 **
Более частый выбор 4        

2) средние по интенсивности оттенки — отражающие переработку материала на уровне сознания,

3) светлые оттенки — отражающие переработку материала на уровне как сознания, так и бессознательного, а также опыт психологической трансформации

- 131-

Как видно из таблицы 6, общее распределение цветов указывает да то, что большинство респондентов избегают темных оттенков, отдавая предпочтение средним по интенсивности и светлым оттенкам Выбор цветов, таким образом, аналогичен выбору карт, соответствующих разным стадиям.

Таблица 6

Распределение цветов разной интенсивности в выборе цветовых карт респондентами в разные моменты исследования

а) темные оттенки 1 измерение 2 измерение 3 измерение
N % N % N %
Отсутствие выбора       7 6    
1-2 места   7   2    
3-1 места   2        
b) оттенки средней интенсивности 1 измерение 2 измерение 3 измерение
N % N % N %
Отсутствие выбора            
1-2 места            
3-4 места            
с) светлые оттенки 1 измерение 2 измерение 3 измерение
N % N % N %
Отсутствие выбора            
1-2 места            
3-4 места           5

-132-

В таблице 7 представлена связь между выбором цветов и заявленными респондентами эффектами исцеления. Те, кто отрицал какие-либо эффекты исцеления, продолжали избегать выбора темных цветов. Те же, кто заявлял о достигнутом исцелении, также продолжали отдавать предпочтение более светлым оттенкам, причем частота их выбора со временем увеличивалась. Выбор же оттенков средней интенсивности существенно не менялся.

Таблица 7

Изменения в выборе цветов разной интенсивности во времени у лиц, отметивших эффект исцеления, и тех, кто его отрицал

а) темные оттенки Неисцелившиеся Исцелившиеся  
N % N %  
Более редкий выбор 7       xy2
Нет изменений выбора 1       11, 5**
Более частый выбор          
Ь) оттенки средней интенсивности Неисцелившиеся Исцелившиеся  
N % N %  
Более редкий выбор         xy2
Нет изменений выбора         1,5
Более частый выбор          
с) стадии с 9 по 12 Неисцелившиеся Исцелившиеся  
N % N %  
Более редкий выбор         xy2
Нет изменений выбора         4,6 6*
Более частый выбор          

- 133-

Обсуждение

Целью данного исследования было изучение связи между «объективными» индикаторами состояния здоровья (качества жизни) и психической динамикой (карточный тест мандалы), с одной стороны, и заявлениями участников групп духовного целительства о достигнутом исцелении, с другой стороны. Результаты исследования свидетельствуют о наличии весьма слабой связи или даже ее отсутствии между изменениями качества жизни респондентов во времени и их утверждением о достигнутых эффектах исцеления. В то же время была отмечена некоторая связь между психодинамическими феноменами и утверждением об исцелении: те лица, которые заявляли о выраженных эффектах исцеления, демонстрировали более значительные изменения в своем психическом состоянии, определяемые с помощью карточного теста мандалы. Кроме того, те, кто сообщал о более высоком уровне физического и поведенческого благополучия, часто заявляли и о достигнутом исцелении.

Значительное число подвергшихся опросу лиц положительно отвечали на вопросы, касающиеся эффектов исцеления, хотя вопросы касались лишь тех эффектов, которые проявлялись в период проведения исследований. Хотя несколько человек заявили о полном исцелении, большинство опрошенных отметили лишь определенное улучшение в состоянии своего здоровья или жизненной ситуации (Glik, 1990b). Более того, как и в исследованиях Клейнмана и Санга (Kleinmann and Sang, 1979) и Финклер (Finkler, 1981), в нашем исследовании были те, чье состояние, по их мнению, за период наблюдения существенно не изменилось. Результаты наших исследований согласуются со сделанными ранее наблюдениями, состоящими в том, что измеряемое с помощью конвенциональных методов качество жизни в результате ритуалов Целительства существенно не меняется.

Проведение карточного теста мандалы на выборке участников групп религиозного целительства позволило выяснить, как различные способы когнитивной переработки материала или переход от одного из Них к другому связаны с заявлениями респондентов о достижении исцеления. Можно предполагать, что изменения в способах когнитивной Переработки материала могут вызывать изменения восприятия, которые, в свою очередь, связаны с ощущением «исцеления».

-134-

Хотя участвовавшие в исследовании лица не опрашивались непосредственно в ходе совершения ритуалов исцеления, полученные нами данные позволяют допустить, что участники групп религиозного целительства могут переживать изменения восприятия себя и окружающего мира, а также способов переработки информации (Csordas, 1983), коррелирующие с ощущением исцеления. Более того, ритуалы исцеления могут стимулировать появление у их участников определенного «опыта исцеления» или переживание ими «событий особого рода» благодаря использованию в ходе этих ритуалов связанной с внушением личной силы и трансформации риторики (Csordas, 1983; McGuire, 1983), которая способна вызывать яркие образные представления и измененные состояния сознания (Griffith et al., 1986). Многими исследованиями связь переживания «измененных состояний сознания» с участием в ритуальных действиях была подтверждена (Ludwig, 1968; Fischer, 1975, 1976; DiLeo, Grof and Kellogg, 1977; Galanter, 1982; Lex, 1979).

С учетом высокой частоты появления опыта «трансформации и изменений», можно предполагать, что участники групп религиозного целительства имеют определенную предрасположенность к переживанию «измененных состояний сознания». Это согласуется с юнгианским представлением о том, что опыт раннего детства и особенности окружающей ребенка среды могут способствовать усвоению определенных когнитивных стилей и тенденций, связанных с переживанием разных психических состояний.

Поскольку использование нами различных критериев оценки качества жизни респондентов предполагало дифференциацию эффектов воздействия исцеляющих ритуалов по степени их оздоровляющего эффекта, на основании результатов применения карточного теста мандалы. Можно предполагать, что каждая стадия Большого Круга Мандалы обладает определенным потенциалом как здоровья, так и патологии. Если имеет место «застревание» на тех или иных стадиях. вероятность патологических изменений повышается. В то же время вряд ли есть основания говорить о том, что одна стадия лучше, чем другая. Здоровым индивидом является тот, кто способен проходить разные стадии Большого Круга, не утрачивая при этом присущей ему целостности и равновесия. На основе полученных нами результатов можно предполагать, что у субъектов, имеющих относительно высокий уровень физического и поведенческого благополучия, участие в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: