Монополия на легальное применение силы

Право на взимание налогов и сборов.

Наличие права.

Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории.

Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве на всей территории и независимости от любых властей внутри страны или других государств.

Гражданами признается за государством исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения на всей территории страны. С помощью права государство закрепляет определенный порядок общественных отношений, порядок формирования, структуру и организацию государственного аппарата управления.

Налоги необходимы для содержания государственного управленческого аппарата и материального обеспечения деятельности государства (социальная, военная политика, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство — субъект международных отношений. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства:

- территория,

- народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством),

- и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Подходы к определению понятия «государство»

Для того чтобы дать хотя бы краткий обзор существующих подходов к концептуализации государства, необходимо их протипологизировать. Традиционно выделяют пять основных типов концептов государства:

1) правовой;

2) исторический;

3) социально-антропологический;

4) политологический

5) философский.

Первый, правовой (или юридический), подход сводит государство к системе права, основывающейся на суверенитете публичной власти. Ганс Кельзен именно в этом духе определяет государство как иерархию законов, скрепленных властным суверенитетом.

Второй, исторический, подход исходит из определения государства как смены и эволюции его органов и форм от эпохи к эпохе.

Третий, социально-антропологический, подход предлагает рассматривать государство как тип социальной организации в контексте всего общества (К. Маркс, Э. Дюркгейм, Л. Дюги, М. Вебер).

Что же касается философского, подхода, он настолько же древний, как и первый, юридический, отражает представления о государстве как об определенном справедливом порядке объединения граждан.

П олитологический подход подразумевает анализ государства как института политической власти. Он, в свою очередь, распадается на более дробные концепции: плюрализма и элитизма, корпоративизма и марксизма, структурализма и инструментализма, а также неоинституционализма.

Определения государства разделяются на «государствоцентристские» и «социоцентристские».

В развитии теоретических представлений о государстве всегда существовали и противоборствовали две линии:

· этатическая - положительное отношение к государству, признание его общественной пользы;

· антиэтатическая - государственный негативизм, отношение к государству как к социальному и нравственному злу.

Вплоть до XIX века преобладала этатическая тенденция, связывающая цели государства с усилением государственного же могущества. Даже забота о благе подданных, торжество справедливости и гуманности обосновывалось необходимостью укрепления государственной власти. По отношению к гражданам государство наделялось исключительными правами. Не была признана и развита идея обязанностей государства перед гражданами и идея контроля общества над государством.

Представители антиэтатической линии видели в государстве деспотическую, угнетающую силу, ограничивающую свободу и содействующую рабству.

Св. Августин считал, что земной град должен быть преодолен ради града божьего, царства небесного, в котором "пройдет неправда, упразднится всякое начальствование и власть человеческая ".

Антиэтатические идеи органически присущи социализму.

Т. Мор в "Утопии" утверждал, что "все остальные правительства, которые я вижу или знаю, - это заговор богатых... чтобы можно было заставить бедняков трудиться за самую низкую плату и угнетать их как угодно".

Выдающийся французский мыслитель Сен-Симон критически оценивает государство, в котором "невежество, суеверие, лень и страсть к разорительным удовольствиям составляют удел главарей общества, а способные, бережливые, трудовые люди подчинены им и используются в качестве орудий". Приемлемым, с его точки зрения, является управление, а не политика, управление вещами, а не людьми. Дальнейшее развитие эта линия получила у К. Маркса, который считал государство аппаратом насилия, создаваемым и используемым эксплуататорами, экономически господствующим классом для охраны и закрепления своего господства.

Предельно завершенная антигосударственная позиция была сформирована анархистами, которые считали социалистическую революцию рубежом перехода к безгосударственному строю.

Науке известны различные концепции возникновения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Рассмотрим некоторые из них.

1. Теологическая (теократическая) (Фома Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти Бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство – своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

3. Патримониальная (А. Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.

4. Договорная (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). Выводит государство из соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания.

Российская история знает примеры подобных соглашений между населением древнерусских городов-республик и приглашаемыми на власть князьями. При нарушении соглашения и в случае недовольства населения княжеским правлением князь отстранялся от власти.

5. Теория насилия (завоевания) (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.

6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться.

7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: