Авторский урок
Урок с вопросами-парадоксами
Целый ряд уроков может быть начат с вопросов-парадоксов, заставляющих рассуждать, мыслить, стараться найти на них ответ: Учитель вмес-ге с детьми сгущает ситуацию и вместе с детьми находит ответы.
Таким образом, основные понятия не преподносятся в готовом виде, а отыскиваются через опорные понятия. Учитель побуждает детей добывать знания, вовлекает их в творческий процесс, дает возможность самостоятельно додуматься, как действовать дальше, найти оригинальные творческие решения практического задания. Развитие интереса к предмету невозможно без стимулирования мышления ребенка.
Методические основы | Ситуация на уроке |
Вопросы-парадоксы | Начинается урок с игровой ситуации: учитель задает вопросы интригующие, не имеющие, на первый взгляд, решения. Он вовлекает в эту игру детей. Например: — «Если б все на свете было одинакового цвета?» (Стихотворение Руженцевой «Сказка про краски») — Художник пришел писать поляну цветов, а у него оказалось только три основные краски... — «Рассердилось» и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир? — Что, если бы на свете не было художников? А если бы не было мастеров? |
Сгущение ситуации | Ситуация парадокса может возникнуть даже при выполнении практической работы. Здесь учитель может с детьми найти прием работы, технику работы в материале или способ исправления ошибки. |
Коллективное обсуждение | Ведется коллективный поиск правильного решения. Ученики обсуждают вопрос, приводят доводы, объяснения или показывают оригинальные решения, интересные работы — происходит обмен опытом. Решение находится через ответы детей: как считает один, другой, третий... Из этих ответов совместно с детьми выбираются наиболее правильные |
Помощь учителя | Таким образом, выводы делает не сам учитель, а ученики (роль учителя не должна быть видна). Учитель направляет беседу в нужное русло, приводя к правильному решению. Он всегда доброжелателен; любой, даже ошибочный ответ не должен смущать его, так как идет поиск решения. |
Анализ результатов | Заключение делает сам учитель. (Он его лучше сформулирует.) При обсуждении работы главное — это выделить и увидеть то, что нашли ученики, как они разрешили эту задачу: создали интересную композицию по своему замыслу, нашли необычные Способы исполнения для выразительности художественного образа и т. д. Лучшие работы собираются для выставки. |
Авторский урок — это чаще всего урок-образ, создателями которогоявляются учитель и ученики. Такой урок может быть организован по следующим принципам:
|
|
1. Художественно-педагогическая драматургия
|
|
Авторский урок строится как сценическое действие, где существуют замысел, сценарий, драматургия процесса, наличие эмоционально-образных акцентов. Это может быть художественно-педагогическая игра (ролевая, деловая, имитационная, организационно-деятельностная).
2. Вариативность
Многообразие вариантов урока позволяет создавать жанровый урок (отчет, обобщение), урок-исследование, урок-мастерскую, урок-сказку, урок-призыв, урок-загадку, урок-песню или выстраивать свободную структуру урока с названными элементами.
3. Свободная интеграция с другими видами художественно-эстетической деятельности
Это может быть диалог культур, интегрирование с другими предметами (уроком музыки, литературы, труда).
4. Открытость
Привлечение других специалистов, внеклассные занятия, сотрудничество разновозрастных групп.
Урок-образ Созданию урока-образа присущи личностные отношения учителя и учащихся к теме, проблеме или задаче данного урока, т.е. процесс конструирования урока может носить индивидуально-уникальный характер.
Успех такого урока зависит не только от учителя, но в огромной степени от уровня эмоциональной и эстетической подготовки класса, учеников, их психологических и возрастных особенностей.
Урок-образ можно представить как замкнутую (содержанием и формой) целостную модель самореализации личностных и творческих возможностей учителя и учеников в их единстве и взаимодействии по передаче и освоению определенной части содержания художественного наследия, как форму реализации художественно-педагогического замысла средствами, адекватными процессу создания художественного образа.
Рассматривая замкнутую модель урока-образа, можно говорить о том, что урок искусства — это своеобразное педагогическое произведение, мини-спектакль, имеющий свой замысел, завязку, кульминацию, развязку, связанную с другими уроками-звеньями целостной системы, определенной программой.
Урок проводится в заключение темы на обобщающих уроках четверти, года. К этому уроку готовится выставка детских работ или подборка репродукций произведений искусств, тематическая выставка, отчет или подборка работ одного ученика.
Задачи урока: развитие умения вести дискуссию, задавать вопросы, спорить, отстаивать свое мнение. Необходимо также выявить знания о художниках, видах и жанрах искусства. Такой урок помогает применять свои знания для доказательства правильности выбранной темы и ее решения автором. Экскурсоводом может быть любой ученик. На итоговую выставку приглашаются родители и ученики других классов.
Подготавливаются две группы учащихся для дискуссии. У них конкретные роли, они знают, как эти роли обыграть. Экскурсоводы ведут показ работ и беседу об экспозиции. Экскурсовод — эрудит, он должен ответить на любой вопрос зрителей. Художник представляет свои работы, отстаивает свое мнение. Зрители, гости или туристы рассматривают выставку, задают различные вопросы художникам. Зрители могут спорить, высказывать свое мнение.Урок-вернисаж помогает понимать произведения мастеров искусства на их профессиональных выставках, в музеях, формирует оценочные суждения учащихся, учит детей играть определенные роли по одному из главных законов искусства — уподоблению.
Праздник искусств (обобщение за год)
Этот урок готовится задолго до конца учебного года. Подбираются с помощью детей работы, оформляются и подписываются. (Можно привлекать к работе в подготовке выставки и родителей.) Одним словом, готовится вернисаж — очень торжественный в жизни любого художника день с приглашением гостей, критиков, журналистов и искусствоведов. Так будет и в классе...
|
|
1. Отчет художников
Они представляют свои работы, рассказывают о замысле и художественных средствах. Зрители задают вопросы:
— К какому жанру относится работа?
— Как решена композиция?
— Чем отличается эта работа от других видов искусства?
— Чем художнику больше нравится заниматься в искусстве?
— Какими средствами удалось создать интересную композицию, найти графическое или.живописное решение?
— Как увидеть образность скульптуры?
— В чем вы увидели красоту декоративных предметов и чем они отличаются от станкового искусства?
2. Отчет поисковых групп
Дети показывают альбомы, подборку репродукций, рассказывают о творчестве одного художника или об одной картине, или о каком-либо жанре искусства. Свой рассказ можно иллюстрировать слайдами, видеозаписью.
3. Веселая викторина
В заключении праздника можно провести веселую викторину — где вопросы могут быть поставлены в шутливой, парадоксальной форме (провести конкурс на самый интересный вопрос); можно придумать шутливые кроссворды для гостей.