Урок-вернисаж

Авторский урок

Урок с вопросами-парадоксами

Целый ряд уроков может быть начат с вопросов-парадоксов, заставля­ющих рассуждать, мыслить, стараться найти на них ответ: Учитель вмес-ге с детьми сгущает ситуацию и вместе с детьми находит ответы.

Таким образом, основные понятия не преподносятся в готовом виде, а отыскиваются через опорные понятия. Учитель побуждает детей добывать знания, вовлекает их в творческий процесс, дает возможность самостоя­тельно додуматься, как действовать дальше, найти оригинальные творчес­кие решения практического задания. Развитие интереса к предмету невоз­можно без стимулирования мышления ребенка.

Методические основы Ситуация на уроке
Вопросы-парадоксы Начинается урок с игровой ситуации: учитель задает вопросы интригующие, не имеющие, на первый взгляд, решения. Он вовлекает в эту игру детей. Например: — «Если б все на свете было одинакового цвета?» (Сти­хотворение Руженцевой «Сказка про краски») — Художник пришел писать поляну цветов, а у него оказалось только три основные краски... — «Рассердилось» и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир? — Что, если бы на свете не было художников? А если бы не было мастеров?
Сгущение ситуации Ситуация парадокса может возникнуть даже при выполне­нии практической работы. Здесь учитель может с детьми найти прием работы, технику работы в материале или способ исправления ошибки.
Коллективное обсуждение Ведется коллективный поиск правильного решения. Ученики обсуждают вопрос, приводят доводы, объяснения или показывают оригинальные решения, интересные работы — происходит обмен опытом. Решение находится через ответы детей: как считает один, другой, третий... Из этих ответов совместно с детьми выбираются наиболее правильные
Помощь учителя Таким образом, выводы делает не сам учитель, а ученики (роль учителя не должна быть видна). Учитель направляет беседу в нужное русло, приводя к правильному решению. Он всегда доброжелателен; любой, даже ошибочный ответ не должен смущать его, так как идет поиск решения.
Анализ результатов Заключение делает сам учитель. (Он его лучше сформули­рует.) При обсуждении работы главное — это выделить и увидеть то, что нашли ученики, как они разрешили эту задачу: создали интересную композицию по своему замыслу, нашли необычные Способы исполнения для выразительности художественного образа и т. д. Лучшие работы собираются для выставки.

Авторский урок — это чаще всего урок-образ, создателями которогоявляются учитель и ученики. Такой урок может быть организован по следующим принципам:

1. Художественно-педагогическая драматургия

Авторский урок строится как сценическое действие, где существуют замысел, сценарий, драматургия процесса, наличие эмоционально-образ­ных акцентов. Это может быть художественно-педагогическая игра (роле­вая, деловая, имитационная, организационно-деятельностная).

2. Вариативность

Многообразие вариантов урока позволяет создавать жанровый урок (отчет, обобщение), урок-исследование, урок-мастерскую, урок-сказку, урок-призыв, урок-загадку, урок-песню или выстраивать свободную струк­туру урока с названными элементами.

3. Свободная интеграция с другими видами художественно-эстети­ческой деятельности

Это может быть диалог культур, интегрирование с другими предмета­ми (уроком музыки, литературы, труда).

4. Открытость

Привлечение других специалистов, внеклассные занятия, сотрудни­чество разновозрастных групп.

Урок-образ Созданию урока-образа присущи личностные отношения учителя и учащихся к теме, проблеме или задаче данного урока, т.е. процесс кон­струирования урока может носить индивидуально-уникальный харак­тер.

Успех такого урока зависит не только от учителя, но в огромной степе­ни от уровня эмоциональной и эстетической подготовки класса, учеников, их психологических и возрастных особенностей.

Урок-образ можно представить как замкнутую (содержанием и фор­мой) целостную модель самореализации личностных и творческих возмож­ностей учителя и учеников в их единстве и взаимодействии по передаче и освоению определенной части содержания художественного наследия, как форму реализации художественно-педагогического замысла средствами, адекватными процессу создания художественного образа.

Рассматривая замкнутую модель урока-образа, можно говорить о том, что урок искусства — это своеобразное педагогическое произведение, мини-спектакль, имеющий свой замысел, завязку, кульминацию, развязку, свя­занную с другими уроками-звеньями целостной системы, определенной программой.

Урок проводится в заключение темы на обобщающих уроках четвер­ти, года. К этому уроку готовится выставка детских работ или подборка репродукций произведений искусств, тематическая выставка, отчет или подборка работ одного ученика.

Задачи урока: развитие умения вести дискуссию, задавать вопросы, спорить, отстаивать свое мнение. Необходимо также выявить знания о художниках, видах и жанрах искусства. Такой урок помогает применять свои знания для доказательства правильности выбранной темы и ее реше­ния автором. Экскурсоводом может быть любой ученик. На итоговую вы­ставку приглашаются родители и ученики других классов.

Подготавливаются две группы учащихся для дискуссии. У них конк­ретные роли, они знают, как эти роли обыграть. Экскурсоводы ведут показ работ и беседу об экспозиции. Экскурсовод — эрудит, он должен ответить на любой вопрос зрителей. Художник представляет свои работы, отстаивает свое мнение. Зрители, гости или туристы рассматривают выставку, задают различные вопросы художникам. Зрители могут спорить, высказывать свое мнение.Урок-вернисаж помогает понимать произведения мастеров искусства на их профессиональных выставках, в музеях, формирует оценочные суж­дения учащихся, учит детей играть определенные роли по одному из глав­ных законов искусства — уподоблению.

Праздник искусств (обобщение за год)

Этот урок готовится задолго до конца учебного года. Подбираются с помощью детей работы, оформляются и подписываются. (Можно привле­кать к работе в подготовке выставки и родителей.) Одним словом, гото­вится вернисаж — очень торжественный в жизни любого художника день с приглашением гостей, критиков, журналистов и искусствоведов. Так бу­дет и в классе...

1. Отчет художников

Они представляют свои работы, рассказывают о замысле и художе­ственных средствах. Зрители задают вопросы:

— К какому жанру относится работа?

— Как решена композиция?

— Чем отличается эта работа от других видов искусства?

— Чем художнику больше нравится заниматься в искусстве?

— Какими средствами удалось создать интересную композицию, най­ти графическое или.живописное решение?

— Как увидеть образность скульптуры?

— В чем вы увидели красоту декоративных предметов и чем они отли­чаются от станкового искусства?

2. Отчет поисковых групп

Дети показывают альбомы, подборку репродукций, рассказывают о творчестве одного художника или об одной картине, или о каком-либо жанре искусства. Свой рассказ можно иллюстрировать слайдами, видео­записью.

3. Веселая викторина

В заключении праздника можно провести веселую викторину — где вопросы могут быть поставлены в шутливой, парадоксальной форме (про­вести конкурс на самый интересный вопрос); можно придумать шутливые кроссворды для гостей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: