Виды учебно-методических пособий
1) Натуральные наглядные пособия
· подлинные предметы – применяют при рисовании с натуры, при объяснении задания;
· плоские предметы простой и сложной формы;
· предметы объемной формы: цилиндрической, конической, сферической, граненой, комбинированной.
А) Рисунки:
· цветов и различных пород деревьев;
· животных, птиц, фигуры человека в фасовой и профильной характеристике (в спокойном состоянии и различных трудовых и спортивных движениях);
· натюрмортов с разных точек зрения;
· пейзаж (различные линии горизонта);
· виды транспорта;
· детские рисунки.
Б) Таблицы:
· стилизации растительных и животных форм;
· орнаменты;
· последовательности выполнения рисунка разных заданий;
· по основам цветоведения;
· по перспективе.
1. Каждая таблица наглядно показывает ученику, что он должен сделать на данном этапе, каков объем работы. Она не только графически выражает последовательность и степень выполнения рисунка, но прежде всего указывает на узловые учебные задачи. Таблица наглядно показывает те особенности натуры, которые будут разъяснены педагогом.
|
|
2. Каждый этап работы охватывает сравнительно небольшой объем работы учебного материала, чтобы ученик имел возможность хорошо усвоить его.
3. Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом, чтобы у школьника выработалась определенная система работы над рисунком.
4. Рисунки выполняются очень четко и ясно.
5. Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, объясняющим, как ими пользоваться.
6. Таблицы должны иметь заголовки, рассказывающие основную цель работы.
В) Альбомы:
- репродукции картин;
- наборы открыток с репродукциями произведений изобразительного искусства.
Г) Диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, звукозаписи с музыкой, стихами, сказками.
ЭКРАННЫЕ ПОСОБИЯ (ДИАПОЗИТИВЫ, ДИАФИЛЬМЫ, ЭПИПРОЕКЦИИ, КИНОФИЛЬМЫ)
Экранные наглядные пособия создают эмоциональный настрой, способствуют формированию образа и дают возможность всем учащимся рассматривать детали крупного изображения, что не всегда возможно при рассматривании репродукции даже большого размера. Особенно необходимы экранные пособия при проведении уроков-бесед об изобразительном искусстве и при уточнении зрительных представлений.
Диапозитив — это фотографическое позитивное изображение на стекле или пленке. Пленочные диапозитивы, напечатанные фотографическим способом на позитивную пленку, разрезают на кадры, которые помещают в рамку. Изображение диапозитива, спроецированное на экран, образует световую картину крупного размера. Существенные преимущества экранного пособия — яркость и четкость изображения.
|
|
Изображение диапозитива на экране неподвижно. Это дает учителю возможность держать изображение на экране столько времени, сколько необходимо по ходу урока. (книгу Г. В. Карпова и В. А. Романина «Технические средства обучения» М., 1972).
Диапозитивный фильм, или сокращенно диафильм,- это диапозитивы, напечатанные на кинопленке и соединенные в одну непрерывную ленту. В диафильмах изображение сопровождается текстом, который составляет с изображением одно целое.
Эпископические проекции. На экран проецируются не только диапозитивы на прозрачной основе, но и непрозрачные изображения, выполненные на бумаге: рисунки, репродукции картин, фотографии, художественные открытки, таблицы. Проекция непрозрачных изображений называется эпископической. Эпипроекции имеют меньшую освещенность изображения на экране и требуют более тщательного затемнения помещения. Для получения нормальной освещенности экрана проекционный аппарат устанавливается в 3—5 м от экрана.
Материал для эпипроекции подбирается из различных журналов и книг. Серия иллюстраций на определенную тему, подобранных и наклеенных на бумажную ленту, называется эпифилъмом. При демонстрации ленту с иллюстрациями кладут на предметный столик эпидиаскопа и плавно передвигают на нем от одной иллюстрации к другой.
Кинофильм — это кинопленка с нанесенными на нее позитивными изображениями. На пленке звукового фильма, кроме кадров, дается фонограмма для синхронного воспроизведения звука с быстро-сменяющимися кадрами кинофильма.
Видеофильмы – современные экранные пособия. Они представляют собой фильмы, выпущенные промышленным способом и выполненные учителем самостоятельно с помощью видеокамеры.