Правовое положение судебного представителя и оформление его полномочий. 1 страница

В соответствии со ст.54 ГПК РБ, представители относятся к юридически заинтересованным в исходе дела лицам.

Следовательно, представители имеют права и обязанности, юридически заинтересованных в исходе дела лиц, перечисленные в ст.56 ГПК.

Однако в юридической литературе высказана и точка зрения, что представитель не может рассматриваться в качестве самостоятельного участника процесса, поскольку его правовое положение полностью зависит от воли представляемого.

В действительности представитель обладает определенным перечнем прав, установленных законодательством, которыми он самостоятельно распоряжается. Например, он вправе заявлять ходатайства, представлять доказательства (ч.1 ст.56 ГПК).

Вместе с тем, право на совершении процессуальных действий, связанных с материально-правовыми последствиями для представляемых возникает у представителя только при получении на это разрешения в доверенности (ст.79 ГПК).

В частности, право представителя на предъявление иска, признание иска, обжалование судебного постановления должно быть специально оговорено представляемым в договоренности.

Кроме того, заметим, что объем прав представителя, зависит и от того, интересы какого лица он представляет.

Представляя интересы недееспособных, родители, усыновители и опекуны могут без специальной доверенности распоряжаться материальными правами: признать иск, отказаться от иска, заключить мировое соглашение и т.д. (ч.1 ст.74 ГПК, ст.34 ГПК).

В тоже время, ст.ст.89,161 КоБС, 35 ГК, 123ТК устанавливают контроль за законностью совершения распорядительных действий законных представителей со стороны органов опеки и попечительства.

Осуществляя свои полномочия в суде, представитель действует в пределах предоставляемых ему полномочий. Превышение представителем полномочий может повлечь в последующем отмену судебного решения.

По большинству видов представительства допуск представителя в процесс производится на основании надлежаще оформленной доверенности (п.п.1-4,6,8 ст.72 ГПК, ст.75 ГПК). Доверенность может предоставлять право: на совершение отдельных процессуальных действий; на ведение всего дела; на представительство по нескольким делам; либо на представительство по всем делам в течение определенного срока (ст.75 ГПК).

Договоренности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены в нотариате, либо в учреждениях и в организациях по месту лечения либо пребывания представляемого (ст.76 ГПК).

В судебном заседании представляемый может сделать устное заявление по осуществлению представительства в его интересах. В таких случаях вместо оформления доверенности производится запись в прокол судебного заседания

Договоренность на судебное представительство прекращает свое действие по основаниям, предусмотренным в ст.189 ГК.

Официальный представитель допускается в процесс на основании определения суда.

Доверенность оформляется и в случаях участия в деле члена коллегиального органа управления юридического лица (ст.75 ГПК).

Для допуска в дело члена трудового коллектива или общественной организации с целью довести до сведения суда мнения общественности предъявляется выписка из постановления собрания этого коллектива.

Адвокат обязан предъявить судье ордер юридической консультации для ведения дела, доверенность и лицензию на право адвокатской деятельностью (ст.12 Закона «Об адвокатуре»).

Вместо доверенности законные представители предъявляют суду документы, удостоверяющие личность, а также свидетельствующие об установлении опеки и попечительства (ст.74ГПК).

Участие прокурора в гражданском процессе.

9.1. Сущность участия прокурора в гражданском процессе, процессуальное положение прокурора.

Одним из принципов гражданского судопроизводства является прокурорский надзор (ст.23 ГПК). Сущность прокурорского надзора заключается в том, что Генеральный прокурор РБ и подчиненные ему прокуроры в установленных законом формах наблюдают за законностью и обоснованностью судебных постановлений, а также за соблюдением законности при их исполнении. Прокурор обязан на всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона.

Из содержания ст.23 ГПК вытекает, что:

Участвуя в процессе, прокурор обязан принимать меры к устранению допущенных нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили;

Следить за тем, чтобы выносимые судом постановления были законными и обоснованными. Следовательно, участвуя в процессе, прокурор не только принимает меры к устранению нарушений закона, но и способствует в вынесении судом законных и обоснованных постановлений. Процессуальный закон определяет особенности и порядок участия прокурора в гражданском судопроизводстве, а Закон РБ «О прокуратуре Республики Беларусь» от 29 января 1993 года устанавливает основные направления и задачи надзорной деятельности прокуратуры в государстве.

Однако заметим, что полномочия прокуратуры по осуществлению надзорных функций неодинаковы в различных государствах и с течением времени изменяются в РБ.

В соответствии с Законом РБ от 29 января 1993г. «О прокуратуре Республики Беларусь» деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства и юридических лиц.

Суд и прокурор осуществляют свои полномочия в интересах защиты нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов, однако выполняют эту функцию в разных формах.

Как участник гражданского судопроизводства прокурор относится к юридически заинтересованным в исходе дела лицам. Он имеет права и обязанности, предоставленные ст.56 ГПК этой группе участников процесса. В то же время, прокурор имеет и дополнительные права. Прокурор выступает в процессе в качестве правозаступника, и одновременно помогает суду в установлении фактических обстоятельств по делу и вынесении законного и обоснованного судебного постановления. Отличие прокурора от других участников процесса состоит в том, что он представляет интересы правонадзорного государственного органа.

Сущность участия прокурора в гражданском судопроизводстве выражается в том, что он не только вправе но и обязан вступить в дело на любой стадии процесса, когда это необходимо для осуществления надзорных функций. Формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве определены законодательством и зависят от того, на какой стадии осуществляется прокурорский надзор. При это в одних случаях прокурор обязан участвовать в рассмотрении и разрешении гражданского дела, а в других случаях имеет право.

Он может вступить в процесс в суде первой инстанции, в кассационном и надзорном производствах, при пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам и при исполнении судебных и иных исполнительных документов.

9.2.Формы участия прокурора в судах первой инстанции.

В суде первой инстанции прокурор участвует в двух формах.

В соответствии со ст.81 ГПК прокурор имеет право обратится в суд с заявлением о возбуждении гражданского дела, если это необходимо для зашиты прав и охраняемых законом интересов РБ, ее административных единиц, а также юридических лиц и граждан.

Второй формой участия прокурора в суде первой инстанции является вступление на любой стадии в процесс, возбужденный по инициативе других лиц, если этого требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

При вступлении в процесс путем направления заявления в суд с требованием защиты прав и охраняемых законом интересов государства, юридических лиц и государства прокурор при необходимости организует проведение проверки. В ходе проверки он в полном объеме реализует свои полномочия на основании Закона «О прокуратуре Республики Беларусь». В частности, прокурор вправе получать объяснения у граждан, истребовать документы, поручать другим органам и отдельным лицам проводить проверки и т.д.

Вместе с тем, прокурор не вправе назначать экспертизу и допрашивать граждан в качестве свидетелей. Эти действия по гражданским делам относятся к исключительной компетенции суда.

Заявление в суд о возбуждении гражданского дела вправе подписать соответствующий прокурор и его заместители. Рассматривая вопрос о предъявлении иска, прокурор учитывает характер правонарушения и степень его общественной опасности. По законодательству РБ не требуется получения прокурором согласия, или наличие просьбы лица, в интересах которого направляется заявление в суд.

Для сравнения заметим, что согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе по своему усмотрению решать вопрос о предъявлении иска только в интересах государства, его субъектов и муниципальных образований. Заявление о защите прав и законных интересов гражданина может быть подано прокурором, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, и недееспособности и другим уважительным причинам сам не может обратиться в суд. Указанные и другие нормы ГПК РФ не содержат права на подачу заявления прокурором о защите интересов юридических лиц.

В ст.26 ГПК Украины содержится перечень лиц, которые принимают участие в деле. К ним отнесены стороны, третьи лица и их представители. Однако в п.3 ст.26 указано, что в делах могут также принимать участие органы и лица, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц.

До подачи в суд заявления в защиту прав и интересов юридических лиц и граждан прокурор должен выслать копию заявления этим лицам. При необходимости направляются и копии прилагаемых документов (ст.82 ГПК).

При обращении в суд прокурора с заявлением в интересах других лиц в качестве истцов по делу выступают эти лица, а не прокурор. Что касается формы и содержания предъявляемого в этом случае заявления, то оно должно отвечать общим требованиям ГПК.

Вместе с тем, при подаче заявления в суд в интересах государства, организаций и граждан прокурор не уплачивает государственную пошлин и не возмещает судебные издержки.

Прокурор, подавший заявление в суд не является истцом и к нему не может быть заявлен встречный иск. Он не вправе заключить мировое соглашение и передать дело на рассмотрение третейского суда. Эти полномочия относятся к истцу.

Прокурор может отказаться от поданного заявления. Однако если истец по делу настаивает на рассмотрении дела суд не вправе прекратить производство.

Вторая форма участия прокурора в гражданском процессе в суде первой инстанции выражается в том, что он вступает в рассмотрение дела, возбужденного по инициативе других лиц.

При этом различают факультативное и обязательное участие прокурора в деле. При факультативном участии не предусмотрено вступление в процесс по конкретному делу, но прокурор считает необходимым вступить поскольку, по его мнению, этого требуют интересы государства, а также имеется необходимость защиты прав и интересов юридических лиц и граждан.

При обязательном участи прокурор должен вступить в дело. Так как это предусмотрено в законодательстве или имеются иные основания.

Согласно требованиям ст.83 ГПК участие прокурора в разбирательстве гражданского дела обязательно:

когда необходимость участия прокурора в данном деле признана судом;

если дело возбуждено по заявлению прокурора;

в других случаях, предусмотренных ГПК или иными законодательными актами

Так, в соответствии со ст.375 ГПК с обязательным участием прокурора рассматриваются гражданские дела о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о восстановлении дееспособности (ст.376 ГПК).

Помимо этого, в приказе №3 от 31 марта 1995г. «О повышении эффективности прокурорского надзора за соответствием закону судебных решений по гражданским делам» Генеральный прокурор РБ возлагает обязанность на подчиненных ему прокуроров принимать участие в судебном рассмотрении гражданских дел: о восстановлении на работе; о выселении граждан без предоставления другого жилого помещения; об освобождении имущества от ареста; по жалобам на неправомерные действия органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

Вступление прокурора в дело, возбужденное по инициативе других лиц, может быть осуществлено на любом этапе рассмотрения дела. Однако при обязательном участии в процессе прокурор должен вступать на первой стадии процесса.

Вступив в дело, возбужденное судом 1-ой инстанции, прокурор активно участвует в рассмотрении дела в судебном разбирательстве, не только реализуя права согласно ст.56 ГПК, но и путем сообщения суду своего мнения как по отдельным вопросам, возникающим в судебном заседании, так и по существу всего дела.

Мнение прокурора излагается в устной форме, должно быть обосновано на фактах и исследованных в суде доказательствах, при необходимости иметь ссылку на законодательство.

Выступление прокурора в прениях подводит итоги судебному разбирательству, содержит выводы прокурора, конкретное предложение суду, как и в чью пользу следует разрешить заявленное требование.

9.3. Формы участия прокурора при пересмотре судебного постановлений в кассационном производстве.

При пересмотре постановлений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, кассационными судами выделяют две формы участия прокурора:

возбуждение прокурором вопроса перед кассационным судом о пересмотре постановления суда первой инстанции;

вступление прокурора в кассационное производство, начатое по инициативе других лиц.

Согласно ст.399 ГПК прокурор и его заместители независимо от того, участвовали ли они в рассмотрении дела в суде первой инстанции, вправе внести протест на не вступившее в законную силу решения суда первой инстанции. Что касается помощников, старших помощников, начальников управлений и отделов прокуратуры, то эти лица могут приносить протесты только на решения по делам, в рассмотрении которых они участвовали.

Протест подается в суд, вынесший решение, в десятидневный срок со дня вынесения решения либо вручения кассатору по его требованию этого решения с мотивировочной частью (ст.410 ГПК).

По своему содержанию кассационный протест должен отвечать требованиям, предъявляемым к процессуальному документу, а также содержать реквизиты, дополнительно перечисленные в ст.409 ГПК. Кассационный протест подается в суд с копиями по числу юридически заинтересованных в исходе дела лиц (ст.411 ГПК).

В кассационном суде прокурор поддерживает протест, а также высказывает мнение суду по возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам и какое следует вынести кассационное определение.

Вступив в кассационное производство, начатое по инициативе других лиц, прокурор высказывает мнение по отдельным вопросам и по делу в целом.

Правила об обязательном участии прокурора применительно к суду первой инстанции распространяют свое действие и на кассационное производство.

В двух формах участвует прокурор и при пересмотре судебных постановлений, вступивших в законную силу, в надзорных судах.

Во-первых, прокурор вправе внести надзорный протест в соответствующий надзорный суд. На основании ст.439 ГПК такое право предоставлено Генеральному прокурору РБ, его заместителям; белорусскому военному прокурору, а также областным и Минскому городскому прокурорам. Протесты вносятся при наличии поводов и основания для этого (ст.437 ГПК). Кроме того, для реализации своих полномочий по внесению протеста прокурор вправе истребовать любое гражданское дело из поднадзорного суда в связи с поступлением в его адрес надзорной жалобы.

Участвуя в рассмотрении надзорного протеста, внесенного должностными лицами суда, прокурор высказывает в надзорном суде свое мнение, как по отдельным возникающим вопросам, так и по всему делу.

При рассмотрении вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам прокурор имеет следующие полномочия.

Во-первых, в силу требований ст.454 ГПК он вправе направить в суд, постановление которое подлежит пересмотру, представление о пересмотре судебного решения, определения или постановления. При рассмотрении в судебном заседании представления прокурора он принимает участие в этом заседании и поддерживает внесенный процессуальный документ.

Во-вторых, прокурор вправе участвовать в судебном заседании при рассмотрении судом представления должностных лиц суда и заявления юридически заинтересованных в исходе дела лиц. В исполнительном производстве прокурор вправе предложить судебному исполнителю возбудить исполнительное производство, когда в соответствии со ст.81 ГПК посчитает необходимым защищать права и охраняемые законом интересы государства, юридических лиц и граждан (ст.484 ГПК).

Кроме того, осуществляя надзорные функции, прокурор опротестовывает незаконные исполнительные действия судебного исполнителя, а также незаконный отказ в совершении исполнения (ст.479 ГПК).

Государственные органы, юридические лица и граждане, от собственного имени защищающие права других лиц.

10.1. Цели и формы участия в гражданском судопроизводстве государственных органов, юридических лиц и граждан, защищающих права других лиц.

Как правило, за судебной защитой нарушенного права или охраняемого законом интереса обращается заинтересованное лицо, права которого нарушены либо оспариваются. Однако в ст.6 ГПК предусмотрена дополнительная гарантия реализации права каждого на судебную защиту, которая предоставляет государственным органам, юридическим лицам и отдельным гражданам полномочия на обращение в суд с целью защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Правила обращения в суд указанных участников гражданского судопроизводства регламентированы в ст.ст. 85-90 ГПК.

Государственные органы, юридические лица, общественные организации, профсоюзы и граждане осуществляют свои полномочия по защите прав других лиц в гражданском судопроизводстве в форме обращения в суд с заявлением о возбуждении дела. Перечень гражданских дел, по которым предоставлено право на обращение в суд применительно к этим участникам закреплено в ст.ст. 85-87 ГПК и в других актах законодательства.

Кроме того, государственные органы вступают в процесс для защиты прав других лиц и в форме дачи заключения по гражданскому делу, либо по отдельным вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства.

Цель участия указанных органов, организаций и лиц в гражданском процессе является:

защита прав и интересов других лиц;

оказание помощи суду в выявлении действительных обстоятельств дела.

Основанием вступления в гражданское судопроизводство государственных органов, юридических лиц, общественных объединений, профсоюзных органов и граждан с целью защиты прав и законных интересов других лиц в форме подачи в суд заявления является собственная инициатива этих лиц по делам, указанных в законодательстве.

Основанием вступления в процесс государственных органов для дачи заключения является:

собственная инициатива органов по делам, где предусмотрена обязательная дача заключения;

по ходатайству юридически заинтересованных в исходе дела лиц;

по определению суда.

10.2. Особенности обращения в суд с заявлением государственных органов, юридических лиц и граждан о защите прав других лиц.

В соответствии со ст.85 ГПК юридические лица и государственные органы могут от собственного имени обращаться в суд с иском (заявлением) в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц по делам:

об отмене усыновления;

о лишении родительских прав;

о взыскании алиментов;

о защите иных интересов несовершеннолетних и недееспособных;

в иных случаях, предусмотренных ГПК и другими актами законодательства.

Такие же права предоставлены и проффесиональным союзам. Кроме того, профсоюзы могут обращаться в суд с заявлением о защите прав и охраняемых законом интересов их членов по спорам, вытекающих из трудовых правоотношений.

Другие общественные объединения граждан так же могут (в форме обращения в суд с заявлением) защищать права своих членов, если это вытекает из соответствующих уставов этих объединений (ст.86 ГПК).

Граждане могут обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц по делам:

о защите иных интересов несовершеннолетних и недееспособных (п.4 ст.85 ГПК);

в других случаях предусмотренных законодательством (ст.87 ГПК).

Например, в соответствии с ч.2 ст.373 ГПК дело о признании гражданина недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия может быть начато по заявлению членов его семьи, а в случае их отсутствия - близких родственников.

В соответствие со ст.88 ГПК для обращения в суд для защиты прав других лиц юридические лица, госорганы и граждане должны получить у совершеннолетних лиц, которые будут затем участвовать в деле в качестве истцов (заявителей) согласие или просьбу на предъявление заявления в их пользу.

Однако иски в защиту несовершеннолетних и недееспособных граждан предъявляются независимо от их просьбы или согласия.

Как и прокурор, предъявляя иск (заявление) в интересах других лиц, государственные органы, организации и граждане не являются истцами по делу и имеют права и обязанности, перечисленные в ст.56 ГПК. Они относятся к юридически заинтересованным в исходе дела лицам (ст.89 ГПК).

Заявление, предъявляемое в суд юридическими лицами, госорганами и гражданами в защиту прав других должно отвечать общим требованиям, установленным для процессуального документа и заявления. Вместе с тем, заявители освобождены от уплаты государственной пошлины и не возмещают судебные издержки. К ним не может быть предъявлено встречное требование ответчиком. Они не вправе заключать мировые соглашения. Если заявители отказываются от иска суд прекращает производство по делу лишь тогда, если от иска отказался истец по делу. В обратном случае суд рассматривает дело по существу.

10.3. Заключение государственных органов в гражданском судопроизводстве.

Государственные органы осуществляют свои функции в пределах своих полномочий в том или ином направлении деятельности общества. В пределах своих полномочий эти органы располагают специальной информацией в вопросах финансов, жилищно-комунального хозяйства, образования, медицинского обслуживания и т.д. Кроме того, в них работают специалисты, которые обладают специальными познаниями.

Специальная информация, связанная с деятельностью государственных органов нередко представляет интерес в суде при рассмотрении гражданских дел. С учетом этого законодатель предусмотрел процедуру предоставления госорганами интересующих сведений суду в форме заключений.

В случаях, предусмотренных ГПК и другими законодательными актами, государственные органы до вынесения судебного постановления могут вступить в процесс по своей инициативе или по инициативе юридически заинтересованных в исходе дела лиц.

В необходимых случаях суд по своей инициативе вправе привлечь государственный орган к участию в деле (ст.90 ГПК).

Так, национальный центр усыновления обязан участвовать в деле об усыновлении несовершеннолетних граждан РБ иностранцами (ст.122 КоБС, ст.3934 ГПК). Органы опеки и попечительства дают заключение суду по различным категориям дел семейного и гражданского законодательства: по делам об усыновлении (ст.3934 ГПК); о лишении родительских прав и восстановлении (ст.ст. 80 и 84 КоБС); об эмансипации несовершеннолетних (ст.377 ГПК); о разделе наследственного имущества, если один из наследников является несовершеннолетним (ст.1081 ГК); по спорам о воспитании детей (ст.86 КоБС).

Заключение по гражданским делам наиболее часто дают органы опеки и попечительства. Как правило, с этой целью государственные органы привлекаются в процесс на основании прямого указания в законе.

Наряду с этим по инициативе юридически заинтересованных в исходе дела лиц и суда государственные органы могут быть привлечены в процесс для дачи заключений и по делам, которые не указаны в законодательстве.

Кроме органов опеки и попечительства заключение могут давать любые госорганы в пределах их компетенции: жилищно-комунальные, финансовые органы, комиссия по делам несовершеннолетних и другие.

Заключение составляется в письменной форме одним или несколькими сотрудниками госоргана по указанию руководителя. Заключение подписывается лицами, которые его составили, и адресуется суду за подписью руководителя государственного органа.

Лицо, составившее заключение, направляется госорганом в суд. При судебном разбирательстве представителю государственного органа могут задаваться вопросы.

К заключению прилагаются схемы, таблицы, фотографии, акты и другие документы. Заключение государственного органа является одним из средств доказывания. Однако оно не имеет для суда заранее установленной юридической силы и оценивается судом в совокупности с другими материалами дела (см. постановление Пленума Верховного Суда РБ от 22 июля 2001г. №9 «О решении суда первой инстанции»).

Вместе с тем, отсутствие в гражданском деле заключения государственного органа, если по законодательству требуется дача заключения, является основанием для отмены судебного решения в кассационном порядке.

Участники гражданского судопроизводства, не имеющие юридической заинтересованности в исходе дела.

11.1. Правовое положение свидетелей в гражданском процессе.

Согласно ст.54 ГПК к участникам гражданского судопроизводства, не имеющих юридической заинтересованности в исходе дела относятся: свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые и хранители арестованного или спорного имущества. Указанная группа субъектов гражданских процессуальных правоотношений объединена на основе единого критерия: отсутствие какой-либо юридической заинтересованности в деле. Однако каждый из этих участников выполняет по делу свою специфическую роль и одни из них выступают как носители доказательств (свидетели, эксперты), а другие как лица, содействующие в отправлении правосудия (специалисты, переводчики, хранители имущества).

В соответствии со ст.91 ГПК свидетелем является лицо, которому может быть известна какая-либо информация об обстоятельствах, имеющих значение по делу. В качестве свидетелей могут выступать только граждане. Законодатель не устанавливает возрастных ограничений для участия в деле свидетеля. Однако для участия в деле в качестве свидетеля требуется, чтобы гражданин мог правильно воспринимать, хранить и воспроизводить информацию о юридически значимых фактах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: