Формирование целей

Наивысшая задача руководства предприятия состоит в том, чтобы путем принятия решения сформулировать целевую функцию предприятия. В условиях рыночной экономики высшей целью ориентированного на рынок предприятия является долгосрочное обеспечение максимизации прибыли. В теоретической модели менеджмент такого предприятия опирается на такие предпосылки, как полная прогнозируемость рынка, полная прозрачность рынка, абсолютно адекватная скорость реагирования. В производственной практике долгосрочная максимизация прибыли не рассматривается в качестве изолированной цели, а предполагает рассмотрение дополнительных целей, выражающихся в дополнительных условиях целевой функции.

В таком случае говорят о "пучке целей" или о " системе целей ". В процессе формирования целей участвует обычно не одна инстанция, а несколько – владельцы предприятия, руководящий орган (система менеджеров) и сотрудники, работающие на предприятии. В таком случае совокупность целей представляет собой компромисс между представлениями о целях, которые формируются в разных инстанциях. Например, владельцы предприятия, могут пытаться достигнуть максимальной прибыли путем увольнения работников, чтобы сэкономить на издержках, связанных с заработной платой; работающие по найму стремятся к сохранению рабочих мест, тогда компромисс состоит в уменьшении количества рабочих мест за счет ухода работников на пенсию и сокращении вакантных ставок. Оценивая и систематизируя возможные факторы, влияющие на целевую функцию предприятия, в первую очередь выделим монетарные и немонетарные факторы. Под монетарными факторами понимают цели, которые можно выразить в денежных единицах, например, стремление к прибыли или стремление к увеличению оборота. Даже две эти целевые ориентации не всегда могут быть реализованы одновременно, например повышение оборота возможно обычно за счет рекламных мероприятий, издержки которых могут превысить поступления от увеличения оборота. К другим монетарным факторам можно отнести обеспечение платежеспособности, сохранение капитала и т.д.

Немонетарные факторы могут быть экономического и неэкономического характера, например социологические, этические, политические и др.:

1. стремление к увеличению доли рынка;

2. достижение целей, связанных с ростом предприятия или бизнеса;

3. стремление к престижу и власти;

4. стремление к независимости;

5. сохранение рабочих мест;

6. приобретение дополнительного политического влияния;

7. соблюдение семейных и других традиций;

8. уменьшение ущерба для окружающей среды;

9. предоставление населению определенных товаров, услуг и другое улучшение социальных условий.

(Последняя цель, как правило, доминирует у общественных организаций).

<Paaaa


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: