При формировании институциональной среды предусматривается реализация в 2011 – 2015 годах комплекса мероприятий, направленных на создание необходимых организационно-правовых и экономических условий для интенсивного инновационного развития Республики Беларусь. В их числе:
создание эффективной и дееспособной инновационной инфраструктуры;
формирование и развитие многочисленного слоя инновационных предпринимателей;
развитие государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сферах, вовлечение субъектов предпринимательской деятельности в состав исполнителей государственных научно-технических программ и Государственной программы, отраслевых и региональных научно-технических и инновационных программ;
стимулирование расходов на исследования и разработки предприятий государственного и частного секторов национальной экономики;
содействие развитию изобретательства и повышение качества результатов научно-технической деятельности, переориентация НИОК(Т)Р на создание научно-технических разработок, пользующихся спросом на рынке.
|
|
В этих целях предусматривается:
создать в каждом областном центре Республики Беларусь не менее одной индустриальной зоны – промышленной площадки, оборудованной инженерными коммуникациями, необходимыми для размещения предприятий по производству высокотехнологичной продукции, созданных субъектами предпринимательской деятельности – резидентами и нерезидентами Республики Беларусь.
установить ежегодные задания облисполкомам и Минскому горисполкому по созданию субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства;
обеспечить подготовку и реализацию мероприятий по организации в регионах сети startup-школ и проведению регулярных интерактивных конкурсов инновационных бизнес-проектов для начинающих предпринимателей с обязательным участием частных инвесторов;
принять Закон Республики Беларусь ”О государственно-частном партнерстве“ и иные нормативные правовые акты Республики Беларусь, регламентирующие порядок осуществления государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной деятельности;
обеспечить участие в составах научно-технических советов по государственным, региональным и отраслевым научно-техническим программам представителей общественных объединений предпринимателей Республики Беларусь, а также обязательного размещения информации о проводимых конкурсах проектов для участия в указанных программах в средствах массовой информации. Для реализации этой нормы будут внесены соответствующие изменения и дополнения в действующее постановление ГКНТ от 30 ноября 2005 г. № 18 ”Об утверждении Положения о научно-технических советах по государственным, региональным и отраслевым научно-техническим программам и проводимом ими конкурсе проектов заданий указанных программ и признании утратившим силу приказа Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 19, 8/13712);
|
|
внести изменения в действующие нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие вопросы научной, научно-технической, инновационной и предпринимательской деятельности, предусматривающие норму об обязательной квоте в размере 10 процентов общего объема бюджетного финансирования для субъектов предпринимательской деятельности, которые являются исполнителями и (или) соисполнителями государственных научно-технических программ и Государственной программы, отраслевых и региональных научно-технических и инновационных программ;
внести дополнения в Закон Республики Беларусь от 21 октября 1996 года ”О научной деятельности“ (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., № 34, ст.608; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 171, 2/1143) и другие нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие вопросы научной, научно-технической, инновационной и предпринимательской деятельности, предусматривающие возможность создания и развития субъектами предпринимательской деятельности структурных подразделений (научно-исследовательских лабораторий и научно-технических центров);
обеспечить подготовку Указа Президента Республики Беларусь, предусматривающего повышение правового статуса ОО “Белорусское общество изобретателей и рационализаторов” путем преобразования его в республиканское государственно-общественное объединение и принятие мер по укреплению его кадрового потенциала, финансовой и материально-технической базы.
Координацию работы по выполнению данного раздела осуществляют Министр экономики, Министр финансов, Председатель ГКНТ.
.
6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
В Государственной программе согласно приложению 3 определены прогнозируемые показатели объемов экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг) по годам в разрезе органов государственного управления.
Основные показатели инновационного развития устанавливаются заказчикам Государственной программы ежегодно в соответствии с утверждаемыми показателями прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь.
Мероприятия по реализации настоящей Государственной программы предусматривают:
мероприятия по формированию эффективной НИС, указанные в Главе 3;
важнейшие проекты по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь;
В Государственной программе намечено выполнение 223 важнейших проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь по перечню согласно приложению 1.
Объем финансирования Государственной программы по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь, согласно приложению 4 составит 58 425,21 млрд. рублей. Для этого предусматривается привлечение кредитов банков, заемных средств организаций в размере 8 725,06 млрд. рублей, собственных средств организаций – 8 687,63 млрд. рублей, иностранных инвестиций – 38 395,06 млрд. рублей, средств местных бюджетов – 99,97 млрд. рублей, средств республиканского бюджета – 2 517,49 млрд. рублей.
|
|
Финансирование важнейших проектов по созданию новых предприятий и производств за счет республиканского бюджета, включая средства государственных целевых бюджетных фондов и Белорусского инновационного фонда, осуществляется в пределах, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии с перечнем важнейших проектов по созданию новых предприятий и производств, формируются и утверждаются планы-графики реализации проектов.
Включение проектов в Государственную программу осуществлялось в соответствии с:
приоритетными направлениями научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 22 июля 2010 г. № 378;
требованиями постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2010 г. № 1498 ”О совершенствовании порядка формирования государственных, региональных и отраслевых программ и внесении дополнения и изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. № 404“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 252, 5/32655) в части обоснования необходимости использования импортных товаров, разработки мероприятий по снижению импортоемкости инновационных проектов, замещению импортных товаров отечественными, соответствия параметрам основных положений проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы;
критериями оценки новых и высоких технологий, в том числе приобретаемых за рубежом, и их факторными показателями, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2004 г. № 677 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 91, 5/14360);
методическими рекомендациями по отнесению производств к высокотехнологичным (в том числе к производствам V и VI технологических укладов), разработанными и утвержденными ГКНТ, Минэкономики, Госстандартом и НАН Беларуси 14 сентября 2010 г.;
|
|
инструкцией о порядке выдачи заключений об отнесении товаров (работ, услуг) к высокотехнологичным и организации работы научно-технических экспертных советов, утвержденной постановлением ГКНТ от 18 декабря 2008 г. № 12 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 27, 8/20213).
При этом учитываются показатели, отраженные в разделе ”Инвестиционный и инновационный план“ прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и бизнес-планов развития коммерческих организаций на год в соответствии с Рекомендациями по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и Рекомендациями по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год, утвержденными постановлением Минэкономики
от 30 октября 2006 г. № 186, а также следующие критерии:
производство товаров, аналогичных или превосходящих по качественным и потребительским характеристикам зарубежные аналоги;
обеспечение положительной динамики удельного веса инновационной продукции в объеме промышленного производства;
организация производства продукции, востребованной в Республике Беларусь и обладающей высоким экспортным и импортозамещающим потенциалом, энерго- и ресурсосберегающим эффектом, высокой добавленной стоимостью с окупаемостью затрат, как правило, не более 5 лет;
создание новых рабочих мест.
Предложения организаций-исполнителей рассматривались на научно-технических советах и коллегиях. Проводится научно-техническая экспертиза представленных проектов на соответствие требованиям по уровню инновационности и высокотехнологичности.
Из одобренных на научно-технических советах (коллегиях) проектов заказчики сформировали перечни наиболее эффективных и значимых для экономики страны, претендующих на включение в план реализации настоящей Государственной программы. Для инновационных проектов, предусматривающих создание новых предприятий и производств, обязательным условием будет прохождение государственной комплексной экспертизы бизнес-плана.
Планы-графики проектов, изменения и дополнения к ним, утверждаются руководителем республиканского органа государственного управления или председателем облисполкома (Минского горисполкома) по согласованию с курирующими заместителями Премьер-министра Республики Беларусь.
Создание новых и модернизация действующих предприятий и производств в 2011 – 2015 годах будет осуществляться также в рамках программ развития закрепленных за заказчиками видов экономической деятельности или регионов. Предполагается выполнение более 900 проектов, в том числе планируется создать около 20 новых предприятий, 200 новых производств и модернизировать примерно 140 предприятий при выполнении ГНТП.
В ходе реализации Государственной программы в нее могут вноситься изменения и дополнения, направленные на обеспечение достижения определенных в ней целей и задач.
Реализация мероприятий Государственной программы направлена на достижение в 2015 году прогнозных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы:
увеличение удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции – до 20 – 21 процента;
увеличение доли инновационно активных организаций в общем количестве организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, – не менее 40 процентов;
рост внутренних затрат на научные исследования и разработки, –
до 2,5 – 2,9 процента от ВВП;
рост объема экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг) – не менее 7950 млн. долларов США;
увеличение объема промышленного производства в 2015 году по сравнению с 2010 годом в 1,54 – 1,60 раза;
снижение импортоемкости промышленного производства до 30 процентов (2010 год – 34,5 процента);
снижение материалоемкости произведенной в 2015 году промышленной продукции на 5–7 процентов по сравнению с 2010 годом;
снижение энергоемкости ВВП в 2015 году не менее, чем на 29 процентов по сравнению с 2010 годом.
Развитие инновайционной инфраструктуры
Наименование субъектов инновационной инфраструктуры | Количество субъектов инновационной инфраструктуры | |
2010 год | 2015 год | |
Научно-технические парки | ||
Центры трансфера технологий | ||
Венчурные организации | ||
Научно-производственные (научно-практические) центры (холдинги) | ||
Инновационные центры, в том числе, информационные, маркетинговые, учебно-производственные, центры повышения квалификации | ||
Бизнес-инкубаторы | ||
Научно-технические библиотеки | ||
Инновационно активные предприятия | ||
Парк высоких технологий (многофункциональный) | ||
Научно-технологический парк в области нано-, биотехнологий и фармоцевтики |
Объемы экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции
(товаров, работ, услуг)
млн долларов США
Ответственные исполнители | Годы | |||||
1. | Минпром | 1 247,000 | 1 583,000 | 1 918,000 | 2 254,000 | 2 590,000 |
2. | Концерн “Белнефтехим” | 336,700 | 427,300 | 518,000 | 608,600 | 699,300 |
3. | Минсвязи | 163,000 | 185,500 | 211,500 | 243,000 | 283,000 |
4. | Минстройархитектуры | 28,800 | 36,600 | 44,300 | 52,110 | 59,890 |
5. | НАН Беларуси | 27,800 | 35,300 | 42,800 | 50,300 | 57,600 |
6. | Концерн “Белбиофарм” | 23,200 | 29,500 | 35,700 | 41,970 | 48,200 |
7. | Минэнерго | 20,900 | 26,500 | 32,100 | 38,000 | 43,500 |
8. | Госкомвоенпром | 104,200 | 129,600 | 162,200 | 166,300 | 169,900 |
9. | Минтранс | 5,200 | 6,600 | 8,000 | 9,400 | 10,800 |
10. | Минсельхозпрод | 3,490 | 4,430 | 5,370 | 6,310 | 7,240 |
11. | Минобразование | 3,200 | 4,100 | 4,900 | 5,800 | 6,680 |
12. | Концерн “Белгоспищепром” | 0,970 | 1,230 | 1,490 | 1,750 | 2,460 |
13. | Минжилкомхоз | 0,204 | 0,259 | 0,314 | 0,369 | 0,423 |
14. | Белкоопсоюз | 0,130 | 0,165 | 0,200 | 0,235 | 0,330 |
15. | ГКНТ | 0,037 | 0,047 | 0,057 | 0,068 | 0,076 |
16. | МЧС | 0,034 | 0,043 | 0,052 | 0,061 | 0,072 |
17. | Концерн “Беллесбумпром” | 0,019 | 0,024 | 0,029 | 0,035 | 0,050 |
18. | Минздрав | 0,011 | 0,014 | 0,017 | 0,020 | 0,029 |
19. | Администрация ПВТ | 160,000 | 200,0 | 255,000 | 330,000 | 430,000 |
20. | Концерн “Беллегпром” | 0,006 | 0,008 | 0,010 | 0,011 | 0,016 |
21. | Брестский облисполком | 10,700 | 11,500 | 12,200 | 13,200 | 14,300 |
22. | Витебский облисполком | 0,270 | 0,380 | 0,480 | 0,570 | 5,100 |
23. | Гомельский облисполком | 0,200 | 0,240 | 0,280 | 0,320 | 0,360 |
24. | Гродненский облисполком | 0,100 | 0,150 | 0,190 | 0,200 | 0,240 |
25. | Минский облисполком | 0,280 | 0,390 | 0,520 | 0,600 | 0,700 |
26. | Могилевский облисполком | 0,130 | 0,180 | 0,220 | 0,300 | 0,370 |
27. | Минский горисполком | 3,000 | 4,100 | 5,300 | 6,400 | 7,400 |
28. | Общественные объединения | 9,750 | 12,350 | 14,950 | 17,850 | 25,400 |
29. | Прочие юридические лица без ведомственной подчиненности | 841,569 | 1 096,890 | 1324,531 | 1 559,121 | 3 120,464 |
30. | Не распределено по организациям | 109,100 | 138,600 | 168,000 | 197,300 | 366,100 |
Итого | 3 100,000 | 3 935,000 | 4 766,710 | 5 604,200 | 7 950,000 |
ам 30.01.2014 13:01GPIR pril3.doc
Тема 4. Государственное регулирование инноватики
1. Государственные органы, регулирующие инновационную деятельность
2. Финансовые механизмы инновационной деятельности в Белоруссии
3. Правовые аспекты инновационной деятельности промышленных предприятий
1.Государственные органы, регулирующие инновационную деятельность
Недооценка роли государства в развитии бизнес-культуры в инновационной деятельности адекватна недооценке роли государства в развитии рыночной экономики
Это сравнимо с понятием «рыболовство» и «рыбаки». Рыболовство состоит в том, чтобы подготовить пруд, запустить рыбу и дать ей возможность подрасти. А потом придут рыбаки и будут ловить рыбу, платя пошлину государству за отлов.
Аналогична ситуация и по инновациям. Нужно создать климат, который включает целенаправленные налоговые льготы и программы субсидирования, решение кадровой проблемы.
Немаловажной на сегодня является и кадровая проблема. Требуются современной квалификации рабочие, менеджеры среднего звена и особенно инновационные топ- менеджеры.
В этом случае, характерен опыт Китая по привлечению технологий.
К примеру, любая компания в Китае может взять кредит суммой до 5 миллионов долл. с обязательным условием, что приобретается только самое новое технологическое оборудование мирового уровня.
После покупки и оценки оборудования специальной комиссией, его можно привести в страну (при этом компания освобождается от всех таможенных платежей), установить и работать. Через 3 года специальная комиссия проверяет, как работает оборудование, и если успешно – 50% кредита списывается, Еще через 2 года, если оборудование продолжает работать и выпускать продукцию, может быть списано ещё 50% кредита.
Государственные органы, регулирующие инновационную деятельность
Национальная инновационная система Республики Беларусь представляет собой совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в Республике Беларусь.
Управление Национальной инновационной системой Республики Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республикой Беларусь, республиканскими органами государственного управления, НАН Беларуси, иными государственными организациями, органами местного управления и самоуправления в пределах и в соответствии с их полномочиями.
Президент Республики Беларусь:
утверждает приоритетные направления научно-технической деятельности в Республике Беларусь;
утверждает приоритетные направления инновационной политики;
утверждает важнейшие инновационные проекты;
утверждает (согласовывает) инновационные программы;
принимает решения о создании научно-практических (производственных) центров;
регулирует иные важнейшие вопросы, связанные с управлением Национальной инновационной системой Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь:
утверждает приоритетные направления фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь;
утверждает приоритетные направления создания и развития новых и высоких технологий;
утверждает перечни государственных программ: комплексных целевых научно-технических, фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-технических (региональных, отраслевых);
обеспечивает проведение (реализацию) государственной инновационной политики.
Республиканские органы государственного управления, НАН Беларуси, иные государственные организации:
разрабатывают предложения о приоритетах государственной инновационной политики;
участвуют в формировании и реализации программ различных уровней и инновационных проектов;
выступают государственными заказчиками государственных, научно-технических программ и программ фундаментальных и прикладных научных исследований;
создают научные, конструкторско-технологические и проектные организации;
осуществляют контроль за выполнением программ и инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, и за целевым использованием этих средств;
участвуют в создании и развитии инновационной инфраструктуры.
Органы местного управления и самоуправления:
осуществляют формирование и реализацию научно-технических программ и инновационных проектов;
выступают государственными заказчиками региональных научно-технических и иных программ инновационного развития областей;
осуществляют контроль за выполнением региональных научно-технических программ и инновационных проектов;
создают и содействуют созданию и развитию субъектов инновационной инфраструктуры.