Формирование институциональной среды, благоприятной для интенсивного инновационного развития

При формировании институциональной среды предусматривается реализация в 2011 – 2015 годах комплекса мероприятий, направленных на создание необходимых организационно-правовых и экономических условий для интенсивного инновационного развития Республики Беларусь. В их числе:

создание эффективной и дееспособной инновационной инфраструктуры;

формирование и развитие многочисленного слоя инновационных предпринимателей;

развитие государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сферах, вовлечение субъектов предпринимательской деятельности в состав исполнителей государственных научно-технических программ и Государственной программы, отраслевых и региональных научно-технических и инновационных программ;

стимулирование расходов на исследования и разработки предприятий государственного и частного секторов национальной экономики;

содействие развитию изобретательства и повышение качества результатов научно-технической деятельности, переориентация НИОК(Т)Р на создание научно-технических разработок, пользующихся спросом на рынке.

В этих целях предусматривается:

создать в каждом областном центре Республики Беларусь не менее одной индустриальной зоны – промышленной площадки, оборудованной инженерными коммуникациями, необходимыми для размещения предприятий по производству высокотехнологичной продукции, созданных субъектами предпринимательской деятельности – резидентами и нерезидентами Республики Беларусь.

установить ежегодные задания облисполкомам и Минскому горисполкому по созданию субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства;

обеспечить подготовку и реализацию мероприятий по организации в регионах сети startup-школ и проведению регулярных интерактивных конкурсов инновационных бизнес-проектов для начинающих предпринимателей с обязательным участием частных инвесторов;

принять Закон Республики Беларусь ”О государственно-частном партнерстве“ и иные нормативные правовые акты Республики Беларусь, регламентирующие порядок осуществления государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной деятельности;

обеспечить участие в составах научно-технических советов по государственным, региональным и отраслевым научно-техническим программам представителей общественных объединений предпринимателей Республики Беларусь, а также обязательного размещения информации о проводимых конкурсах проектов для участия в указанных программах в средствах массовой информации. Для реализации этой нормы будут внесены соответствующие изменения и дополнения в действующее постановление ГКНТ от 30 ноября 2005 г. № 18 ”Об утверждении Положения о научно-технических советах по государственным, региональным и отраслевым научно-техническим программам и проводимом ими конкурсе проектов заданий указанных программ и признании утратившим силу приказа Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 19, 8/13712);

внести изменения в действующие нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие вопросы научной, научно-технической, инновационной и предпринимательской деятельности, предусматривающие норму об обязательной квоте в размере 10 процентов общего объема бюджетного финансирования для субъектов предпринимательской деятельности, которые являются исполнителями и (или) соисполнителями государственных научно-технических программ и Государственной программы, отраслевых и региональных научно-технических и инновационных программ;

внести дополнения в Закон Республики Беларусь от 21 октября 1996 года ”О научной деятельности“ (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., № 34, ст.608; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 171, 2/1143) и другие нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие вопросы научной, научно-технической, инновационной и предпринимательской деятельности, предусматривающие возможность создания и развития субъектами предпринимательской деятельности структурных подразделений (научно-исследовательских лабораторий и научно-технических центров);

обеспечить подготовку Указа Президента Республики Беларусь, предусматривающего повышение правового статуса ОО “Белорусское общество изобретателей и рационализаторов” путем преобразования его в республиканское государственно-общественное объединение и принятие мер по укреплению его кадрового потенциала, финансовой и материально-технической базы.

Координацию работы по выполнению данного раздела осуществляют Министр экономики, Министр финансов, Председатель ГКНТ.


.

6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

В Государственной программе согласно приложению 3 определены прогнозируемые показатели объемов экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг) по годам в разрезе органов государственного управления.

Основные показатели инновационного развития устанавливаются заказчикам Государственной программы ежегодно в соответствии с утверждаемыми показателями прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь.

Мероприятия по реализации настоящей Государственной программы предусматривают:

мероприятия по формированию эффективной НИС, указанные в Главе 3;

важнейшие проекты по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь;

В Государственной программе намечено выполнение 223 важнейших проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь по перечню согласно приложению 1.

Объем финансирования Государственной программы по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь, согласно приложению 4 составит 58 425,21 млрд. рублей. Для этого предусматривается привлечение кредитов банков, заемных средств организаций в размере 8 725,06 млрд. рублей, собственных средств организаций – 8 687,63 млрд. рублей, иностранных инвестиций – 38 395,06 млрд. рублей, средств местных бюджетов – 99,97 млрд. рублей, средств республиканского бюджета – 2 517,49 млрд. рублей.

Финансирование важнейших проектов по созданию новых предприятий и производств за счет республиканского бюджета, включая средства государственных целевых бюджетных фондов и Белорусского инновационного фонда, осуществляется в пределах, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии с перечнем важнейших проектов по созданию новых предприятий и производств, формируются и утверждаются планы-графики реализации проектов.

Включение проектов в Государственную программу осуществлялось в соответствии с:

приоритетными направлениями научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 22 июля 2010 г. № 378;

требованиями постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2010 г. № 1498 ”О совершенствовании порядка формирования государственных, региональных и отраслевых программ и внесении дополнения и изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. № 404“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 252, 5/32655) в части обоснования необходимости использования импортных товаров, разработки мероприятий по снижению импортоемкости инновационных проектов, замещению импортных товаров отечественными, соответствия параметрам основных положений проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы;

критериями оценки новых и высоких технологий, в том числе приобретаемых за рубежом, и их факторными показателями, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2004 г. № 677 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 91, 5/14360);

методическими рекомендациями по отнесению производств к высокотехнологичным (в том числе к производствам V и VI технологических укладов), разработанными и утвержденными ГКНТ, Минэкономики, Госстандартом и НАН Беларуси 14 сентября 2010 г.;

инструкцией о порядке выдачи заключений об отнесении товаров (работ, услуг) к высокотехнологичным и организации работы научно-технических экспертных советов, утвержденной постановлением ГКНТ от 18 декабря 2008 г. № 12 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 27, 8/20213).

При этом учитываются показатели, отраженные в разделе ”Инвестиционный и инновационный план“ прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и бизнес-планов развития коммерческих организаций на год в соответствии с Рекомендациями по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и Рекомендациями по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год, утвержденными постановлением Минэкономики
от 30 октября 2006 г. № 186, а также следующие критерии:

производство товаров, аналогичных или превосходящих по качественным и потребительским характеристикам зарубежные аналоги;

обеспечение положительной динамики удельного веса инновационной продукции в объеме промышленного производства;

организация производства продукции, востребованной в Республике Беларусь и обладающей высоким экспортным и импортозамещающим потенциалом, энерго- и ресурсосберегающим эффектом, высокой добавленной стоимостью с окупаемостью затрат, как правило, не более 5 лет;

создание новых рабочих мест.

Предложения организаций-исполнителей рассматривались на научно-технических советах и коллегиях. Проводится научно-техническая экспертиза представленных проектов на соответствие требованиям по уровню инновационности и высокотехнологичности.

Из одобренных на научно-технических советах (коллегиях) проектов заказчики сформировали перечни наиболее эффективных и значимых для экономики страны, претендующих на включение в план реализации настоящей Государственной программы. Для инновационных проектов, предусматривающих создание новых предприятий и производств, обязательным условием будет прохождение государственной комплексной экспертизы бизнес-плана.

Планы-графики проектов, изменения и дополнения к ним, утверждаются руководителем республиканского органа государственного управления или председателем облисполкома (Минского горисполкома) по согласованию с курирующими заместителями Премьер-министра Республики Беларусь.

Создание новых и модернизация действующих предприятий и производств в 2011 – 2015 годах будет осуществляться также в рамках программ развития закрепленных за заказчиками видов экономической деятельности или регионов. Предполагается выполнение более 900 проектов, в том числе планируется создать около 20 новых предприятий, 200 новых производств и модернизировать примерно 140 предприятий при выполнении ГНТП.

В ходе реализации Государственной программы в нее могут вноситься изменения и дополнения, направленные на обеспечение достижения определенных в ней целей и задач.

Реализация мероприятий Государственной программы направлена на достижение в 2015 году прогнозных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы:

увеличение удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции – до 20 – 21 процента;

увеличение доли инновационно активных организаций в общем количестве организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, – не менее 40 процентов;

рост внутренних затрат на научные исследования и разработки, –
до 2,5 – 2,9 процента от ВВП;

рост объема экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг) – не менее 7950 млн. долларов США;

увеличение объема промышленного производства в 2015 году по сравнению с 2010 годом в 1,54 – 1,60 раза;

снижение импортоемкости промышленного производства до 30 процентов (2010 год – 34,5 процента);

снижение материалоемкости произведенной в 2015 году промышленной продукции на 5–7 процентов по сравнению с 2010 годом;

снижение энергоемкости ВВП в 2015 году не менее, чем на 29 процентов по сравнению с 2010 годом.

Развитие инновайционной инфраструктуры

Наименование субъектов инновационной инфраструктуры Количество субъектов инновационной инфраструктуры
2010 год 2015 год
Научно-технические парки    
Центры трансфера технологий    
Венчурные организации    
Научно-производственные (научно-практические) центры (холдинги)    
Инновационные центры, в том числе, информационные, маркетинговые, учебно-производственные, центры повышения квалификации    
Бизнес-инкубаторы    
Научно-технические библиотеки    
Инновационно активные предприятия    
Парк высоких технологий (многофункциональный)    
Научно-технологический парк в области нано-, биотехнологий и фармоцевтики    

Объемы экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции

(товаров, работ, услуг)

млн долларов США

  Ответственные исполнители Годы
         
1. Минпром 1 247,000 1 583,000 1 918,000 2 254,000 2 590,000
2. Концерн “Белнефтехим” 336,700 427,300 518,000 608,600 699,300
3. Минсвязи 163,000 185,500 211,500 243,000 283,000
4. Минстройархитектуры 28,800 36,600 44,300 52,110 59,890
5. НАН Беларуси 27,800 35,300 42,800 50,300 57,600
6. Концерн “Белбиофарм” 23,200 29,500 35,700 41,970 48,200
7. Минэнерго 20,900 26,500 32,100 38,000 43,500
8. Госкомвоенпром 104,200 129,600 162,200 166,300 169,900
9. Минтранс 5,200 6,600 8,000 9,400 10,800
10. Минсельхозпрод 3,490 4,430 5,370 6,310 7,240
11. Минобразование 3,200 4,100 4,900 5,800 6,680
12. Концерн “Белгоспищепром” 0,970 1,230 1,490 1,750 2,460
13. Минжилкомхоз 0,204 0,259 0,314 0,369 0,423
14. Белкоопсоюз 0,130 0,165 0,200 0,235 0,330
15. ГКНТ 0,037 0,047 0,057 0,068 0,076
16. МЧС 0,034 0,043 0,052 0,061 0,072
17. Концерн “Беллесбумпром” 0,019 0,024 0,029 0,035 0,050
18. Минздрав 0,011 0,014 0,017 0,020 0,029
19. Администрация ПВТ 160,000 200,0 255,000 330,000 430,000
20. Концерн “Беллегпром” 0,006 0,008 0,010 0,011 0,016
21. Брестский облисполком 10,700 11,500 12,200 13,200 14,300
22. Витебский облисполком 0,270 0,380 0,480 0,570 5,100
23. Гомельский облисполком 0,200 0,240 0,280 0,320 0,360
24. Гродненский облисполком 0,100 0,150 0,190 0,200 0,240
25. Минский облисполком 0,280 0,390 0,520 0,600 0,700
26. Могилевский облисполком 0,130 0,180 0,220 0,300 0,370
27. Минский горисполком 3,000 4,100 5,300 6,400 7,400
28. Общественные объединения 9,750 12,350 14,950 17,850 25,400
29. Прочие юридические лица без ведомственной подчиненности 841,569 1 096,890 1324,531 1 559,121 3 120,464
30. Не распределено по организациям 109,100 138,600 168,000 197,300 366,100
  Итого 3 100,000 3 935,000 4 766,710 5 604,200 7 950,000

ам 30.01.2014 13:01GPIR pril3.doc

Тема 4. Государственное регулирование инноватики

1. Государственные органы, регулирующие инновационную деятельность

2. Финансовые механизмы инновационной деятельности в Белоруссии

3. Правовые аспекты инновационной деятельности промышленных предприятий

1.Государственные органы, регулирующие инновационную деятельность

Недооценка роли государства в развитии бизнес-культуры в инновационной деятельности адекватна недооценке роли государства в развитии рыночной экономики

Это сравнимо с понятием «рыболовство» и «рыбаки». Рыболовство состоит в том, чтобы подготовить пруд, запустить рыбу и дать ей возможность подрасти. А потом придут рыбаки и будут ловить рыбу, платя пошлину государству за отлов.

Аналогична ситуация и по инновациям. Нужно создать климат, который включает целенаправленные налоговые льготы и программы субсидирования, решение кадровой проблемы.

Немаловажной на сегодня является и кадровая проблема. Требуются современной квалификации рабочие, менеджеры среднего звена и особенно инновационные топ- менеджеры.

В этом случае, характерен опыт Китая по привлечению технологий.

К примеру, любая компания в Китае может взять кредит суммой до 5 миллионов долл. с обязательным условием, что приобретается только самое новое технологическое оборудование мирового уровня.

После покупки и оценки оборудования специальной комиссией, его можно привести в страну (при этом компания освобождается от всех таможенных платежей), установить и работать. Через 3 года специальная комиссия проверяет, как работает оборудование, и если успешно – 50% кредита списывается, Еще через 2 года, если оборудование продолжает работать и выпускать продукцию, может быть списано ещё 50% кредита.

Государственные органы, регулирующие инновационную деятельность

Национальная инновационная система Республики Беларусь представляет собой совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в Республике Беларусь.

Управление Национальной инновационной системой Республики Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республикой Беларусь, республиканскими органами государственного управления, НАН Беларуси, иными государственными организациями, органами местного управления и самоуправления в пределах и в соответствии с их полномочиями.

Президент Республики Беларусь:

утверждает приоритетные направления научно-технической деятельности в Республике Беларусь;

утверждает приоритетные направления инновационной политики;

утверждает важнейшие инновационные проекты;

утверждает (согласовывает) инновационные программы;

принимает решения о создании научно-практических (производственных) центров;

регулирует иные важнейшие вопросы, связанные с управлением Национальной инновационной системой Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь:

утверждает приоритетные направления фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь;

утверждает приоритетные направления создания и развития новых и высоких технологий;

утверждает перечни государственных программ: комплексных целевых научно-технических, фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-технических (региональных, отраслевых);

обеспечивает проведение (реализацию) государственной инновационной политики.

Республиканские органы государственного управления, НАН Беларуси, иные государственные организации:

разрабатывают предложения о приоритетах государственной инновационной политики;

участвуют в формировании и реализации программ различных уровней и инновационных проектов;

выступают государственными заказчиками государственных, научно-технических программ и программ фундаментальных и прикладных научных исследований;

создают научные, конструкторско-технологические и проектные организации;

осуществляют контроль за выполнением программ и инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, и за целевым использованием этих средств;

участвуют в создании и развитии инновационной инфраструктуры.

Органы местного управления и самоуправления:

осуществляют формирование и реализацию научно-технических программ и инновационных проектов;

выступают государственными заказчиками региональных научно-технических и иных программ инновационного развития областей;

осуществляют контроль за выполнением региональных научно-технических программ и инновационных проектов;

создают и содействуют созданию и развитию субъектов инновационной инфраструктуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: