Основные определения и понятия. Расширенные тезисы лекций профессора Г.Г

Введение

Лекция 1

План занятий

Экология

Расширенные тезисы лекций профессора Г.Г. Кувшинова

(по Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология)

Содержание дисциплины (выписка из ГОСа)

1. Биосфера и человек:

a. структура биосферы,

b. экосистемы,

c. взаимоотношения организма и среды,

d. экология и здоровье человека.

2. Глобальные проблемы окружающей среды:

экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы (окружающей среды).

3. Основы экономики природопользования.

4. Защитная техника и технологии.

5. Основы экологического права, профессиональная ответственность.

6. Международное сотрудничество в области окружающей среды.

7.

номер учебной недели Объем лекц нагр, часы   Тема занятий   Основа
    1. Введение: ………………………….. Происхождение жизни на Земле  
    2. Организм как живая целостная система  
    3. Взаимодействие организма и среды  
    4. Популяции и биотические сообщества  
    5. Экологические системы  
    6 Учение о биосфере: структура, состав биосферы и биологический круговорот веществ в природе, биогеохимич циклы важнейших биогенных веществ, трофическая пирамида передачи энергии в биосфере (однонаправленный поток)  
    7. Природные экосистемы  
    8. Биосоциальная природа человека, антропогенные экосистемы  
    9.Экология и здоровье человека  
10-11   10. Антропогенные воздействия на биосферу. Глобальные проблемы окружающей среды  
    11. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы  
    12. Защитная техника и технологии  
    13. Система управления и контроля в области охраны окружающей среды  
    13. Экология и экономика. Основы экономики природопользования  
    9. Основы экологического права, профессиональная ответственность  
    10. Международное сотрудничество в области окружающей среды. Заключение  

Экология – наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и окружающей средой, главный вопрос – условия выживания живых существ в окружающей среде.

Экология тесно связана с политикой, экономикой, правом (включая международное право), психологией, педагогикой, биологией, математикой, географией, техническими науками.

Биота (Биотическое сообщество) – исторически сложившийся комплекс живых организмов, обитающих и устойчиво сосуществующих на какой-нибудь крупной территории, изолированной любыми барьерами распространения.

Биотическое сообщество – совокупность популяций, устойчиво сосуществующих в экологической системе.

Биосфера – сложная наружная оболочка Земли, населенная организмами (часть литосферы, гидросфера, часть атмосферы).

Биологический круговорот веществ – поступление веществ из почвы, атмосферы, воды (абиотической среды) в живые организмы с соответсвующим изменением их химического состава, возвращение их в неживую (абиотическую) составляющую биосферы в процессе жизнедеятельности организмов и с посмертными остатками, повторное поступление в живые организмы после процессов деструкции и минерализации с помощью живых организмов. Это глобальный процесс, поддерживающий и преобразующий локальный состав и ландшафт неживой природы, а также состояние биосферы.

Экосистема (иногда биогеоценоз)– единый природный комплекс (локальная система, часть биосферы), образованный живыми организмами и средой, включая геологические особенности среды (главный объект изучения в экологии).

Популяция - совокупность особей определенного вида, воспроизводящая себя в определенном пространстве (ареале)

Вид живых организмов – множество организмов, сходных по строению и способных скрещиваться друг с другом и давать плодовитое потомство.

Живой организм (живое существо) – отличается от неживой природы клеточной структурой (но есть и до клеточные организмы), способностью к обмену веществ (метаболизму)

Экология изучает биосферу, экосистемы, популяции, виды живых организмов, включая человека как биологическое существо.

Наиболее важные задачи экологической науки:

· Разработка теории и методов оценки устойчивости экологических систем на всех уровнях, включая биосферный;

· Исследование проблем популяционной экологии, экологии биотических сообществ, сохранения биоразнообразия в природе, регулирующего воздействия биоты на окружающую среду;

· Изучение и прогнозирование изменений биосферы под влиянием природных и антропогенных факторов и оценка экологических последствий этих изменений;

· Оценка состояния и динамики природных ресурсов и экологических последствий их потребления;

· Разработка и совершенствование методов управления качеством окружающей среды;

· Формирование биосферного мышления и экологического сознания у людей, выработка норм экологической этики и морали;

· Оптимизация экономических, социальных и иных решний для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития общества и государства.

Экологический кризис - это критическое состояние Природы, угрожающее или, по крайней мере, сильно затрудняющее существование видов и популяций живых организмов и человека, в частности, в связи с загрязнением окружающей сре­ды и истощением природных ресур­сов (вода, почва, растительный и животный мир, полезные ископаемые). Экологический кризис проявляется в напряженном состоянии взаимодействия человека с Природой, и ха­рактеризуется несоответствием способов природопользования человека ресурсно-экологическим возможностям Природы.

1.2. Основные разделы экологии

1. Общая экология (иногда называют биоэкология, чтобы подчеркнуть биоцентричность экологии) включает разделы

a. Аутоэкологию (изучает индивидуальные связи отдельного организма (особи) со средой;

b. Популяционную экологию (изучает структуру и динамику популяций отдельных видов);

c. Синэкологию (биоценологию) - изучает взаимоотношение популяций со средой.

d. Различают экологию животных, экологию микроорганизмов и экологию растений.

e. Различают историческую экологию и эволюционную экологию.

Новые направления экологии на стыке с другими отраслями знаний:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: