Введение
Лекция 1
План занятий
Экология
Расширенные тезисы лекций профессора Г.Г. Кувшинова
(по Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология)
Содержание дисциплины (выписка из ГОСа)
1. Биосфера и человек:
a. структура биосферы,
b. экосистемы,
c. взаимоотношения организма и среды,
d. экология и здоровье человека.
2. Глобальные проблемы окружающей среды:
экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы (окружающей среды).
3. Основы экономики природопользования.
4. Защитная техника и технологии.
5. Основы экологического права, профессиональная ответственность.
6. Международное сотрудничество в области окружающей среды.
7.
номер учебной недели | Объем лекц нагр, часы | Тема занятий | Основа |
1. Введение: ………………………….. Происхождение жизни на Земле | |||
2. Организм как живая целостная система | |||
3. Взаимодействие организма и среды | |||
4. Популяции и биотические сообщества | |||
5. Экологические системы | |||
6 Учение о биосфере: структура, состав биосферы и биологический круговорот веществ в природе, биогеохимич циклы важнейших биогенных веществ, трофическая пирамида передачи энергии в биосфере (однонаправленный поток) | |||
7. Природные экосистемы | |||
8. Биосоциальная природа человека, антропогенные экосистемы | |||
9.Экология и здоровье человека | |||
10-11 | 10. Антропогенные воздействия на биосферу. Глобальные проблемы окружающей среды | ||
11. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы | |||
12. Защитная техника и технологии | |||
13. Система управления и контроля в области охраны окружающей среды | |||
13. Экология и экономика. Основы экономики природопользования | |||
9. Основы экологического права, профессиональная ответственность | |||
10. Международное сотрудничество в области окружающей среды. Заключение |
Экология – наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и окружающей средой, главный вопрос – условия выживания живых существ в окружающей среде.
|
|
Экология тесно связана с политикой, экономикой, правом (включая международное право), психологией, педагогикой, биологией, математикой, географией, техническими науками.
Биота (Биотическое сообщество) – исторически сложившийся комплекс живых организмов, обитающих и устойчиво сосуществующих на какой-нибудь крупной территории, изолированной любыми барьерами распространения.
|
|
Биотическое сообщество – совокупность популяций, устойчиво сосуществующих в экологической системе.
Биосфера – сложная наружная оболочка Земли, населенная организмами (часть литосферы, гидросфера, часть атмосферы).
Биологический круговорот веществ – поступление веществ из почвы, атмосферы, воды (абиотической среды) в живые организмы с соответсвующим изменением их химического состава, возвращение их в неживую (абиотическую) составляющую биосферы в процессе жизнедеятельности организмов и с посмертными остатками, повторное поступление в живые организмы после процессов деструкции и минерализации с помощью живых организмов. Это глобальный процесс, поддерживающий и преобразующий локальный состав и ландшафт неживой природы, а также состояние биосферы.
Экосистема (иногда биогеоценоз)– единый природный комплекс (локальная система, часть биосферы), образованный живыми организмами и средой, включая геологические особенности среды (главный объект изучения в экологии).
Популяция - совокупность особей определенного вида, воспроизводящая себя в определенном пространстве (ареале)
Вид живых организмов – множество организмов, сходных по строению и способных скрещиваться друг с другом и давать плодовитое потомство.
Живой организм (живое существо) – отличается от неживой природы клеточной структурой (но есть и до клеточные организмы), способностью к обмену веществ (метаболизму)
Экология изучает биосферу, экосистемы, популяции, виды живых организмов, включая человека как биологическое существо.
Наиболее важные задачи экологической науки:
· Разработка теории и методов оценки устойчивости экологических систем на всех уровнях, включая биосферный;
· Исследование проблем популяционной экологии, экологии биотических сообществ, сохранения биоразнообразия в природе, регулирующего воздействия биоты на окружающую среду;
· Изучение и прогнозирование изменений биосферы под влиянием природных и антропогенных факторов и оценка экологических последствий этих изменений;
· Оценка состояния и динамики природных ресурсов и экологических последствий их потребления;
· Разработка и совершенствование методов управления качеством окружающей среды;
· Формирование биосферного мышления и экологического сознания у людей, выработка норм экологической этики и морали;
· Оптимизация экономических, социальных и иных решний для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития общества и государства.
Экологический кризис - это критическое состояние Природы, угрожающее или, по крайней мере, сильно затрудняющее существование видов и популяций живых организмов и человека, в частности, в связи с загрязнением окружающей среды и истощением природных ресурсов (вода, почва, растительный и животный мир, полезные ископаемые). Экологический кризис проявляется в напряженном состоянии взаимодействия человека с Природой, и характеризуется несоответствием способов природопользования человека ресурсно-экологическим возможностям Природы.
1.2. Основные разделы экологии
1. Общая экология (иногда называют биоэкология, чтобы подчеркнуть биоцентричность экологии) включает разделы
a. Аутоэкологию (изучает индивидуальные связи отдельного организма (особи) со средой;
b. Популяционную экологию (изучает структуру и динамику популяций отдельных видов);
c. Синэкологию (биоценологию) - изучает взаимоотношение популяций со средой.
d. Различают экологию животных, экологию микроорганизмов и экологию растений.
e. Различают историческую экологию и эволюционную экологию.
Новые направления экологии на стыке с другими отраслями знаний: