Категории диалектики.
- Причина и следствие. Все в мире является взаимосвязанным и эта всеобщая взаимосвязь является исходной предпосылкой для формулирования принципа причинности или детерминизма, который еще древние считали главным законом мироздания.
Принцип причинности: "Ни одна вещь не возникает беспричинно" (Демокрит). Любые явления общества, природы, психики причинно-обусловлены, т.е. возникают, развиваются и исчезают в результате определенных причин. На этом принципе держится философский материализм и наука. Отказ от него – отказ от рационального объяснения мира.
Предполагается, что одно из явлений – причина, в другое – следствие.
Причина – это явление, которое изменяет или порождает другое явление (следствие).
Следствие – это изменение, произведенное одним телом над другим, или результат действия причин.
- Они не существуют отдельно друг от друга. Они тесно взаимодействуют. Мы говорим о причине, предполагая какое-то следствие. И наоборот.
- Эти понятия не абсолютны, а относительны – о них можно говорить в данном контексте.
|
|
Основные признаки причинной связи:
- Временная асимметрия. Причина всегда предшествует следствию во времени. Этот признак необходим, но недостаточен.
- Генетический характер причин. Причина не просто предшествует следствию во времени, а порождает, вызывает его к жизни.
В истории философской науки существуют 2 категории:
- Механический детерминизм
- Индетерминизм
Механистический детерминизм преобладал в 18-19 вв. и являлся следствием механистического материализма в целом. Между причиной и следствием существует строго однозначное соответствие. Одна и та же причина всегда вызывает одно и тоже следствие. Это жесткий детерминизм, выраженный простой схемой: 1П→1С. Его разделяли Галилей, Гоббс, Декарт, Спиноза.
Индетерминизм – это отрицание причинности. Никаких причинно-следственных отношений нет, а представление о причинности – это привычка, т.е. свойство сознания людей. Кант: «Причинность – умственная конструкция», Росси.
Эти крайние позиции неверны. Развитие науки и познания привело к пониманию причинности, как к комплексу различных факторов.
Понятие "Неявной причины":
- Действительная причина. Такой генетический фактор, который определяет качественно-своебразное следствие (гибель человека в автокатастрофе).
- Условие – внешний или внутренний фактор, способствующий причине, приведенной в действующее состояние. Условие не порождает следствие, а лишь обеспечивает действие причин.
- Повод – внешний или внутренний фактор, который определяет лишь момент, время возникновения следствия. Это последняя капля, часовой механизм, приводящий в действие всю причинно-следственную цепочку. Повод обычно относится к человеческой деятельности, существует в обществе. В природе поводов нет. Таким образом, очень важно в причинном анализе идей учитывать комплекс всех причинных факторов.
|
|
Необходимость и случайность. Проблема причинности очень тесно связана с проблемой необходимости.
Необходимость выступает как один из элементов причинно - следственной связи. Такая тесная связь нередко приводила к тому, что они отождествлялись.
Фаталистический детерминизм. Одна из разновидностей фатализма как мировоззрения.
Основные черты:
- Абсолютизирует необходимость, которая отождествляется с причинностью (поскольку все в мире имеет причину, то все в мире имеет и необходимость).
- Отрицает объективное существование случайности (поскольку в мире все необходимо, то случайностей нет)
Случайность объявлялась субъективным понятием в порождении человеческого сознания (случайным люди называли то, причину чего не знают, случайность прикрытие человеческого недомыслия)
Фатализм свойственен древним грекам: Демокрит.
Особенное развитие фаталистический детерминизм получил в новое время, в связи с господством механического материализма: Гоббс, Спиноза, французские материалисты - Гольбах (разработал систему фатализма).
Суть: фатальность - вечный незыблемый установленный в природе порядок. Поскольку все подчинено фатальности, то каждый казалось бы случайный факт приобретал историческую значимость.
Индетерминизм. Абсолютизировал случайность: поскольку все вещи случайны, поскольку они могли быть или не быть.
Отрицал объективное существование необходимости: нет никакой необходимости в природе и обществе. Необходимость всего лишь субъективное понятие, а именно форма рассудочной идеи, которая привносится в природу человеком.
И детерминизм и индетерминизм это две крайности абсолютизирующие что - то одно и отрицая другое.
Диалектика. Признает объективное существование необходимости и случайности.
Необходимость - постоянная ничего не нарушающая связь причин и их следствий (если есть причина и выполнимы все условия, то следствие наступит с необходимостью). В этом смысле мы говорим, что необходимость неумолима, необратима, жестока. В широком смысле необходимость выражает устойчивые неизменные отношения то, что обязательно должно произойти при соответствующих условиях, именно так, а не иначе.
В этом смысле категория необходимость сходна с категорией закона. С одной стороны одной из черт закономерной связи является необходимость, а с другой необходимость чаще выступает в форме закона.
Случайность - выражает подвижное, меняющееся в действительности. Случайность это то, что может быть или не быть, тем или иным.
Возникновение случайности: В результате вариации условий (чем больше требуется условий для реализации причины, тем больше поле для случайности)
Случайность возникает в результате пересечения двух независимых причинных цепей или линий существования объекта (пример: если два человека встречаются в каком - либо месте не договариваясь заранее о встрече).
Диалектика соотношения необходимости и случайности. Необходимость и случайность очень тесно взаимосвязаны и не существуют порознь. Любое явление необходимо и случайно, только соотношение необходимости и случайности в явлениях разное.
Пример: смерть человека, гибель урожая.
С точки зрения диалектики необходимость и случайность идут рука об руку.
Природа: в ней господствует необходимость, проявление - все законы природы, но и в природе есть отклонения называемые случайными. Пример: движение Земли вокруг солнца или своей оси.
|
|
В биологическом мире преобладают необходимости, поскольку поведение животных детерминировано инстинктами.
Общество: преобладает случайность, так как действуют люди наделенные свободой воли. Случайностей в обществе гораздо больше и их роль гораздо значительнее.