Инвентаризация товарных запасов. Основной целью ревизии наличия и сохранности товаров в оптовых и розничных торговых организациях является изучение условий сохранности товарных ценностей

Основной целью ревизии наличия и сохранности товаров в оптовых и розничных торговых организациях является изучение условий сохранности товарных ценностей, выявление фактов искажения отчетных данных и хищений, а также разработка мероприятий по предотвращению хищений и порчи имущества.

Для достижения поставленной цели ревизор должен решить следующие задачи:

-определить уровень контроля за сохранностью материальных ценностей;

-определить фактическое наличие и качественное состояние имущества организации;

-выявить товарно-материальные ценности, полностью или частично потерявшие свое первоначальное качество;

-выявить сверхнормативные и неиспользуемые материальные ценности с целью последующей реализации;

-проверить реальность оценки стоимости имущества организации.

Приступая к проверке фактического наличия и сохранности, ревизор устанавливает перечень имущества, которое будет подвергнуто инвентаризации, и наличие приказа о материальной ответственности. Ревизор должен убедиться, что с материально ответственными лицами заключен договор о полной материальной ответственности.

Перед началом проверки руководитель организации по согласованию с ревизором издает соответствующее распоряжение и вручает его членам инвентаризационной комиссии.

Перед началом инвентаризации МОЛ составляет в двух экземплярах отчет по приходу и отпуску ТМЦ на дату проведения инвентаризации, первый экземпляр которого сдают в бухгалтерию, а второй передают ревизору. Кроме того, председатель комиссии или проверяющий должен получить расписку от материально ответственного лица о том, что все документы, отно­сящиеся к приходу или расходу товарно-материальных ценностей, сданы в бухгалтерию и что неоприходованные или не списанные в расход ТМЦ отсутствуют. Аналогичные расписки дают лица, имеющие подотчетные суммы на приобрете­ние или доверенности на получение имущества.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все при­ходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием <до инвентаризации на... (дата)», что служит основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

После этого комиссия приступает к проверке наличия товарно-материальные ценностей путем взвешивания, пересчета или пере­меривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках товаров со слов материально ответственного лица или по данным учета без про­верки их фактического наличия. Комиссия должна проверять фак­тическое наличие товарных запасов в присутствии заведующего скла­дом (кладовой) и других материально ответственных лиц.

Количество товарно-материальных ценностей, хранящихся в не­поврежденной упаковке поставщика, может определяться на основа­нии документов при обязательной выборочной распаковке части этих ценностей и при сверке в натуре.

Осуществляя инвентаризацию, ревизор должен следить за тем, чтобы на каждой странице описи были указаны порядковые номера материальных ценностей и общий итог (контрольная сумма) коли­чества в натуральных показателях, записанных на данной странице, несмотря на то что эти ценности показаны в разных единицах изме­рения (штуках, килограммах, метрах и т.д.).

В случае допущения ошибки исправление производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправле­ния должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентари­зационной комиссии и материально ответственными лицами.

Ревизор должен проследить, чтобы в описях не оставались неза­полненные строки, на последних страницах незаполненные строки должны прочеркиваться.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. На последней странице описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и охсутствие каких-либо претензий к членам комиссии, а также делается отметка о про­верке цен, таксировке и подсчете итогов, удостоверенная подписями членов инвентаризационной комиссии.

По товарам, которые хранятся на складах других организаций, должны составляться описи на основании документов, подтвержда­ющих сдачу этих ценностей. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

На заключительном этапе инвентаризации ревизор должен изу­чить собранные в ходе проведения фактической проверки имущества объяснения и материалы. Необходимо убедиться в правильности составления сличительных ведомостей, а также инвентаризационных описей и выведенных книжных остатков. Перед оформлением резуль­татов инвентаризации ревизор должен отрегулировать инвентариза­ционные разницы на основе полученных сведений.

При пересортице товаров взаимный зачет излишков и недостач допускается по товарам одного и того же наименования, за один и тот же проверяемый период и у одного и того же лица при условии, что они явились результатом ошибок, просчета и т.п., по одной и той же группе, если товары имеют сходство по внешнему виду или упакова­ны в одинаковую тару при отпуске их без распаковки. Недостача товаров после зачета относится на виновных лиц, а излишки прихо­дуются. За допущение пересортиц должны быть наложены дисцип­линарные взыскании, а при установлении умышленных пересортиц виновных привлекают к ответственности по закону.

Окончательные результаты инвентаризации ревизор отражает в акте проверки, где он должен указать:

■ подробные сведения о причинах и виновниках недостач, потерь и излишков;

■ меры, принятые по отношению к виновным лицам;

■ предложения по регулированию расхождений фактического наличия имущества и данных бухгалтерского учета.

Результаты инвентаризации должны быть рассмотрены и утверж­дены постановлениями, приказами не позднее трех дней после их представления. Мелкие недостачи погашаются немедленно. По хище­ниям и недостачам, кроме мелких, и потерям вследствие злоупотреб­лений или халатности следует направить дела в следственные органы, предъявить гражданские иски и обеспечить взыскание ущерба.

Товары, поступающие в розничную торговую организацию во время инвентаризации, принимаются материально ответственным лицом в присутствии членов инвентаризационной комиссии и при­ходуются по реестру или отчету после инвентаризации. Эти товары заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В этой описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер документа, наименование товара, количество, цена, сумма стоимости товара. Одновременно на приходном документе за подпи­сью председателя комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату.

Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверж­дающих сдачу этих товаров на ответственное хранение. В описях на эти товары указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия товара на хранение, место хране­ния, номера и даты документов. На товары, переданные в переработку, в описи указываются наименование перерабатывающей организации, наименование товаров, количество, фактическая стоимость по дан­ным учета, дата передачи товара в переработку, номера и даты документа.

Результаты проверки по каждому наименованию товара фикси­руются в инвентаризационных описях, составляемых отдельно по местам нахождения или хранения товаров.

Результаты инвентаризации отражаются в описях по номенкла­туре и в единицах измерения, принятых в учете, которые подписы­вают все члены инвентаризационной комиссии, а материально ответственные лица помимо этого по каждой описи дают расписку: «Все ценности, Поименованные в настоящей инвентаризационной описи, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении».

Оформленную опись ревизор передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. Сличительные ведомости составляются только по товарно-материальным ведомостям, по которым выявлены отклонения от учетных данных. Их подписывает главный бухгалтер и материально ответственное лицо.

Если установлены недостача или излишки, материально ответственное лицо должно представить письменное объяснение по этому поводу. Недостачи товарно-материальных ценностей сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц, а излишки подле жат оприходованию.

В случае, когда конкретные виновники недостачи и порчи не уста­новлены, недостача товарно-материальных ценностей сверх норм убыли и потери от порчи товаров и материалов могут быть списаны организациями на результаты хозяйственной деятельности. Оконча тельное решение о зачете принимает руководитель торговой организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: