Скотоводство

Письменные источники X—XIV вв. характеризуют башкирские племена как кочевников-скотоводов. В 1253 г. В. Рубрук отмечал, что башкиры — «пастухи, не имеющие никакого города; страна их соприкасается с запада с Великой Булгарией.От этой земли к востоку, по упомянутой северной стране, нет более никакого города». Кочевниками знает башкир и автор середины XIV в. Ибн-Фадлах аль-Омари. Стадо состояло из лошадей, овец, коз и крупного рогатого скота. Основную роль в хозяйстве играла лошадь. Конское мясо и жир, кумыс из кобыльего молока занимали значительное место в пищевом рационе башкир. Из конской шкуры они изготавливали разнообразную утварь, колчаны, щиты, сбрую и пр. Конь был рабочей силой, транспортным средством. Вся жизнь кочевника проходила верхом на лошади, в этом не составляли исключения и женщины. Без лошадей было бы невозможно круглогодичное содержание других видов скота на подножном корму. Привыкшие к тебеневке, лошади плотными рядами шли по зимним пастбищам, методично разбивая твердый снег ударами копыт и освобождая траву от снежного покрова. Вслед за ними по проложенному следу шли овцы, козы, крупный рогатый скот. Сбиваясь в косяки во главе с жеребцом-вожаком, лошади были способны к самозащите от нападения волков, помогали пастухам охранять и другой скот. Важное значение в хозяйстве башкир имели овцы. Баранина ценилась ими наравне с кониной, шкуры овец шли на пошив одежды. Овечья шерсть являлась ценным сырьем для войлоков, паласов и сукна. В небольшом количестве башкиры держали коз.

Крупного рогатого скота было мало, ибо он был плохо приспособлен к зимней тебеневке. И все же молочные продукты занимали заметное место в кухне башкир. Топленое масло, сыр, красный творог заготавливали на зиму, из кислого молока делали напиток айран. Говяжье мясо употреблялось в пищу, но оно ценилось ниже, чем конина и баранина.

Древняя территория Башкирии, расположенная на дубравно-березовой лесостепи Бугульминско-Белебеевской возвышенности и разнотравно-злаковой степи Заволжья и Приуралья, обладала вполне достаточным для кочевников экологическим потенциалом. На плоских вершинах и пологих склонах увалов Бугульминско-Белебеевской возвышенности, где растительный покров в многочисленных ложбинах, лощинах, обрывах и западинах отличается большой продуктивностью, было удобно пасти скот летом. По мере высыхания растительности на возвышенных участках кочевники уходили на юг, в степи.

Зимовать башкиры уходили в степь, в заросшие камышом поймы Урала и Самары, или еще южнее, в прикаспийские и приуральские степи. Весной башкиры направлялись обратно на свои летние кочевья.

С XI в., когда приаральские и северные прикаспийские степи были заняты кыпчакскими (половецкими) племенами, зимние кочевки. Для башкир в эти районы оказались невозможными или ограниченными. Это вынуждает часть приуральских башкир двинуться на север в леса и на восток — в горные долины Южного Урала. Монголо-татарское нашествие и образование Золотой Орды ускорили этот процесс, вытесняя башкир с удобных для скотоводства степных и лесостепных районов Приуралья.

Новые условия потребовали перестройки хозяйства. В лесных и горно-лесных местностях летом башкиры кочевали на горных и лесных пастбищах, а зимой оставались на постоянных зимовьях, табуны же отгоняли под присмотром пастухов на склоны гор, на возвышенности для тебеневки.

Оставшиеся в приуральских степях башкиры продолжали кочевать по соседству с пришлыми племенами, в частности с ногайцами. Но и здесь возникли зимовья, стали заготавливать корма на зиму. Так было и в Зауралье. Маршруты перекочевок заметно сократились. И все же летом кочевники уходили за сотни верст от своих зимовий. К XVI в. зимние кочевки во многих местах прекратились. Лишь в Зауралье и самарских степях башкиры кочевали круглый год, перегоняя стада на восток.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: