5. Башкирской Автономной Советской Социалистической Республике как государству присуща определенная система высших органов власти и управления, которая определяется Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и Конституцией Башкирской АССР.
Конституция Башкирской АССР систему высших органов государственной власти и управления закрепляет в V разделе, который называется «Высшие органы государственной власти и управления Башкирской АССР». Этот раздел включает в себя две главы. Глава 11 определяет правовой статус Верховного Совета Башкирской АССР и его Президиума. Глава 12 посвящена закреплению правового положения высших и центральных органов управления Башкирской АССР.
Ст. 92 Конституции Башкирской АССР высшим органом государственной власти республики является Верховный Совет. Верховный Совет Башкирской АССР — однопалатный орган, состоящий из 280 депутатов.
Депутаты Верховного Совета Башкирской АССР представляют все возрастные группы населения республики. Из них, например, 55 человек (19,6%) имеют возраст до 30 лет, с 31 до 50 лет - 46,8%, старше 50 лет - 33,6%.
|
|
Среди депутатов представители 10 национальностей, в их числе башкир — 110 человек, русских — 94, татар — 55, других национальностей — 21 человек. 142 (50,7%) депутата республики имеют высшее образование, 115 депутатов (41,1%) —среднее образование. Ученую степень и ученые звания имеют 24 депутата.
За заслуги перед Родиной 200 депутатов награждены орденами и медалями СССР, 12- удостоены высокого звания Герой Советского Союза и Героя Социалистического Труда, Три депутата являются лаурятами Государственной премии СССР.
Таким образом, в Верховный Совет Башкирской АССР избираются подлинные представители народа: рабочие, колхозники, люди разнообразных профессий, связанные едиными целями и стремлениями.
Верховный Совет Башкирской АССР как представительный орган наделен большими правами. Народные избранники вправе рассматривать и решать любой вопрос, отнесенный к компетенции автономной республики. Верховный Совет Башкирской АССР руководит государственным, хозяйственным и культурным строительством на всей территории республики. В частности, ведению Верховного Совета Башкирской АССР подлежат: принятие Конституции, внесение в нее изменений; утверждение государственных планов экономического и социального развития республики; утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении; избрание Президиума Верховного Совета Башкирской АССР, постоянных комиссий Верховного Совета, образование Совета Министров — правительства республики, избрание Верховного Суда Башкирской АССР.
|
|
Верховный Совет Башкирской АССР располагает неограниченным правом контроля за деятельностью всего государственного аппарата и должностных лиц республики. Все должностные лица и учреждения обязаны выполнять, требования его комиссий и представлять им необходимые материалы и документы. Важным средством контроля за деятельностью государственного аппарата является право депутатского запроса.
Верховный Совет Башкирской АССР осуществляет свою деятельность, прежде всего путем периодического созыва сессий. На сессиях Верховного Совета рассматриваются наиболее важные государственные вопросы. Сессия созывается Президиумом Верховного Совета два раза в год. В соответствии с Конституцией Башкирской АССР (ст. 95) могут созываться и внеочередные сессии, когда это находит нужным Президиум Верховного Совета или по требованию не менее одной трети депутатов Верховного Совета Башкирской АССР. Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат, который проводит выборы Председателя Верховного Совета и его заместителей. После этого утверждается регламент работы и повестка дня.
Заседания сессии ведет председатель, выбираемый Верховным Советом на весь период его полномочий. Председатель предоставляет слово ораторам в порядке очереди, намечает докладчика, оглашает материалы, организует голосование, в период между сессиями он поддерживает связь с депутатами. Сессии проходит публично. Все вопросы, рассматриваемые ими, широко освещаются в местной печати (газетах: «Советская Башкирия», «Совет Башкортостана», «Кызыл тан», «Вечерняя Уфа»).
Законодательная деятельность Верховного Совета автономной республики является важнейшей формой осуществления его компетенции. Законы Верховного Совета Башкирской АССР обладают высшей юридической силой по отношению к другим государственным актам, издаваемым иными органами автономной республики.
Кроме законов Верховный Совет принимает постановления. Постановлениями юридически оформляются избрание Верховным Советом республики Президиума Верховного Совета, образование Правительства. Постановления принимаются по итогам работы отдельных объектов, расположенных на территории автономной республики.
Законодательная деятельность Верховного Совета Башкирской АССР является важнейшей формой реализации полномочий автономной республики.
Верховный Совет является единственным законодательным органом автономной республики.
Закон считается утвержденным, если он принят Верховным Советом автономной республики простым большинством голосов депутатов.
По юридическим свойствам законы, принятые Верховным Советом Башкирской АССР, являются общими правовыми нормами, т. е. содержат общие правила поведения.
Порядок издания законов Верховного Совета Башкирской АССР проходит четыре этапа:
1) законодательная инициатива,
2) обсуждение проекта закона,
3) принятие закона,
4) опубликование закона.
Законодательная инициатива означает право внесения в Верховный Совет БАССР предложений о принятии, дополнении, изменении законов. Правом законодательной инициативы, в соответствии с Конституцией Башкирской АССР, обладают Президиум Верховного Совета, Совет Министров Башкирской АССР, депутаты, постоянные комиссии Верховного Совета, Верховный Суд Башкирской АССР, Прокурор республики (ст. 96).
Второй этап — обсуждение законопроекта на сессиях Верховного Совета республики — происходит на подлинно демократических началах. Законопроект обосновывает докладчик, представляющий его на сессию. Затем выступает содокладчик, который выделяется одной из постоянных комиссий Верховного Сонета, после этого проводятся прения.
|
|
Третий этап — принятие закона. После обсуждении законопроекта закон принимается простым большинством голосов при открытом голосовании.
Четвертый этап — опубликование закона. Закон подписывается Председателем и Секретарем Президиума Верховного Совета и в соответствии с ст. 98 Конституции Башкирской АССР публикуется на башкирском и русском языках. Законы, постановления и другие акты Верховного Совета вступают в силу на всей территории Башкирской АССР одновременно по истечении 10 дней после их опубликования в официальных органах печати, если в самих актах не указан срок введения их в действие.
Одной из основных форм вовлечения депутатов в работу органов государственной власти и укреплении их связи с массами служат постоянные комиссии. В настоящее время в Верховном Совете Башкирской АССР функционируют следующие постоянные комиссии: мандатная — в составе 15 человек; комиссия законодательных предложении — 15 человек; по энергетике— 15 чел.; по транспорту и связи — 15 чел.; по строительству и промышленности строительных материалов— 15 чел.; по агропромышленному комплексу— 16 чел.; по товарам народного потребления и услугам населению — 15 чел.; по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству— 15 чел.; по здравоохранению, социальному обеспечению и спорту — 15 чел,; по народному образованию, науке и культуре — 15 чел.; по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства — 15 чел.; по делам молодежи — 15 чел.; по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов — 15 чел.
Права и обязанности этих комиссий регулируются специальным положением, утвержденным Верховным Советом Башкирской АССР. В нем сказано, что Верховный Совет Башкирской АССР образует постоянные комиссии из числа депутатов в составе председателя и 15—17 членов. Заместитель председателя и секретарь постоянной комиссии избираются на заседании данной комиссии из ее состава.
Заседания постоянной комиссии созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца, и открыты для всех депутатов Верховного Совета Башкирской АССР. Депутаты, не являющиеся членами данной постоянной комиссии, пользуются на ее заседании правом совещательного голоса. Все вопросы в комиссиях разрешаются простым большинством голосов. При равенстве голосов голос председателя является решающим. Комиссия ведет протокол заседания, куда вносит свои выводы и предложения. Протокол подписывается председателем и секретарем постоянной комиссии.
|
|
Постоянным комиссиям дано право проверять исполнение Конституции, законов, указов, постановлений и распоряжений Верховных Советов СССР, РСФСР, Башкирской АССР, их Президиумом и Советов Министров, приказов и распоряжений учреждений, предприятий и организации Башкирской АССР.
Постоянные комиссии вносят на обсуждение Верховного Совета или его Президиума предложения по результатам проверок и обследований, по укреплению работы соответствующей отрасли хозяйственного и культурного строительства.
На заседаниях Президиума Верховного Совета Башкирской АССР председатели и члены постоянных комиссий пользуются правом совещательного голоса. При несогласии Президиума Верховного Совета с выводами и предложениями постоянных комиссий последняя имеет право поставить рассматриваемый вопрос на обсуждение Верховного Совета, решение которого является окончательным.
В период между сессиями Верховного Совета Башкирской АССР его функции выполняют Президиум — постоянно действующий орган Верховного Совета. Положение Президиума Верховного Совета в системе государственных органов автономной республики определяется ее Конституцией (ст. 101—106), а в основных чертах Конституцией РСФСР (ст. 132). Президиум полностью ответственен перед Верховным Советом Башкирской АССР и ему подотчётен. Верховный Совет имеет право проверять работу Президиума и потребовать отчета о его деятельности, в любой момент он мотет переизбрать Президиум частично или полностью.
Компетенция Президиума Верховного Совета Башкирской АССР устанавливается Конституцией Башкирской АССР (ст. ст. 103—105), Регламентом Верховного Совета Башкирской АССР (ст. ст. 17—-25). Президиум Верховного Совета Башкирской АССР обладает широким кругом прав, затрагивающих все сферы государственного руководства.
Так, в области государственного строительства Президиум Верховного Совета Башкирской АССР осуществляет контроль за соблюдением Конституции республики; дает толкование законов; отменяет постановления и распоряжения Совета Министров АССР; решает вопросы, связанные с формированием органов АССР. В период между сессиями по представлению Совета Министров Башкирской АССР освобождает от должности и назначает министров с последующим внесением на утверждение Верховного Совета АССР.
Президиум Верховного Совета Башкирской АССР решает вопросы административно-территориального устройства республики. Так, он имеет право устанавливать районное деление, издает указы об образовании городов и районов в городах, изменяет подчиненность городов, дает наименование и переименовывает районы, города. Указы, касающиеся административно-территориального устройства республики подлежат последующему утверждению Президиумом Верховного Совета РСФСР.
В компетенцию Президиума Верховного Совета Башкирской АССР входит также присвоение почетных званий республики. Президиум Верховного Совета Башкирской АССР решает широкий круг вопросов, связанных с формированием Верховного Совета и организацией его работы: он назначает новые выборы в Верховный Совет в срок не позднее двух месяцев со дня истечения его полномочий; образует округа; утверждает состав центральной избирательной комиссии; созывает сессии Верховного Совета, публикует законы АССР; в период между сессиями координирует работу постоянных комиссий Верховного Совета; решает вопросы, связанные с депутатской неприкосновенностью, соблюдением закона о порядке отзыва депутата; назначает день голосования.
Президиум Верховного Совета Башкирской АССР осуществляет свою компетенцию путем издания указов, постановлений. По особо важным вопросам Президиум издает совместные акты с Советом Министров АССР, а также партийными организациями республики. Указы Президиума Верховного Совета Башкирской АССР относятся к актам высшей государственной власти республики и служат источником деятельности государственных органов АССР.
Указы Президиума Верховного Совета Башкирской АССР обязательны для исполнения всеми нижестоящими органами власти и управления. Никакой орган управления или власти, кроме Верховного Совета АССР и самого Президиума, не может изменить, приостановить или отменить Указ Президиума Верховного Совета.
В систему органов государственного управления Башкирской АССР входит Совет Министров, министерства, государственные комитеты республики.
Совет Министров согласно ст. 110 Конституции Башкирской АССР - это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. Его правовое положение закрепляется главой 16. Конституции РСФСР и главой 12 Конституции Башкирской АССР.
Совет Министров Башкирской АССР обладает широкими правами. Так, согласно ст. 113 Конституции. Башкирской АССР Совет Министров Башкирской АССР:
1) обеспечивает руководство, народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов; способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, по организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; участвует в проведении единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, а также иными организациями и учреждениями республиканского и местного подчинения;
2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет Башкирской АССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Башкирской АССР, государственный бюджет Башкирской АССР; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета; представляет Верховному Совету Башкирской АССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета;
3) обеспечивает, комплексное экономическое и социальное развитие автономной республики, районов и городов, координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения по вопросам, относящимся к ведению Башкирской АССР;
4) осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;
5) принимает меры в пределах, определяемых Конституцией СССР, по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности страны;
6) образует в случае необходимости комитеты, управления и другие ведомства при Совете Министров Башкирской АССР, но делам хозяйственного и социально-культурного строительства;
7) осуществляет руководство деятельностью исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.
Кроме того, Совет Министров обладает правом законодательной инициативы в Верховном Совете Башкирской АССР.
Акты Совета Министров Башкирской АССР подзаконны. Их подзаконность заключается в подчинении всей исполнительно-распорядительной деятельности Совета Министров воле народа республики, возведенной в государственный закон.