Правовое положение высших органов государственной власти и управления Башкирской АССР

5. Башкирской Автономной Советской Социалистической Республике как государству присуща определенная система высших органов власти и управления, которая определяется Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и Конституцией Башкирской АССР.

Конституция Башкирской АССР систему высших органов государствен­ной власти и управления закрепляет в V разде­ле, который называется «Выс­шие органы государственной власти и управления Башкирской АССР». Этот раздел вклю­чает в себя две главы. Глава 11 определяет правовой статус Вер­ховного Совета Башкирской АССР и его Президиума. Глава 12 посвящена за­креплению правового положения выс­ших и центральных органов управления Башкирской АССР.

Ст. 92 Конституции Башкирской АССР высшим ор­ганом государственной власти республики является Верхов­ный Совет. Верховный Совет Башкирской АССР — однопа­латный орган, состоящий из 280 депутатов.

Депутаты Верховного Совета Башкирской АССР представ­ляют все возрас­тные группы населения республики. Из них, например, 55 человек (19,6%) имеют возраст до 30 лет, с 31 до 50 лет - 46,8%, старше 50 лет - 33,6%.

Среди депутатов представители 10 национальностей, в их числе башкир — 110 человек, русских — 94, татар — 55, дру­гих национальностей — 21 человек. 142 (50,7%) депутата республики имеют высшее образование, 115 депутатов (41,1%) —среднее образование. Ученую степень и ученые звания имеют 24 де­путата.

За заслуги перед Родиной 200 депутатов награждены орденами и медалями СССР, 12- удостоены высокого звания Герой Советского Союза и Героя Социалистического Труда, Три депутата являются лаурятами Государственной премии СССР.

Таким образом, в Верховный Совет Башкирской АССР избираются подлинные представители народа: рабочие, колхозники, люди разнообразных профессий, связанные едиными целями и стремлениями.

Верховный Совет Башкирской АССР как представительный орган наделен большими правами. Народные избран­ники вправе рассматривать и решать любой вопрос, отнесен­ный к компетенции автономной республики. Верховный Со­вет Башкирской АССР руководит государственным, хозяйст­венным и культурным строительством на всей территории республики. В частности, ведению Верхов­ного Совета Баш­кирской АССР подлежат: принятие Конституции, внесение в нее изменений; утверждение государственных планов эконо­мического и социального развития республики; утверждение государственного бюджета и отчета о его ис­полнении; избра­ние Президиума Верховного Совета Башкирской АССР, пос­то­янных комиссий Верховного Совета, образование Совета Министров — прави­тельства республики, избрание Верхов­ного Суда Башкирской АССР.

Верховный Совет Башкирской АССР располагает неогра­ниченным правом контроля за деятельностью всего государ­ственного аппарата и должностных лиц республики. Все должностные лица и учреждения обязаны выполнять, требова­ния его комиссий и представлять им необходимые ма­териалы и документы. Важ­ным средством контроля за дея­тельностью государственного аппарата является право депу­татского запроса.

Верховный Совет Башкирской АССР осуществляет свою деятельность, прежде всего путем периодического созыва сессий. На сессиях Верховного Со­вета рассматриваются наиболее важные государственные вопросы. Сессия созы­вается Президиумом Верховного Совета два раза в год. В соответ­ствии с Консти­туцией Башкирской АССР (ст. 95) могут со­зываться и внеочередные сессии, ко­гда это находит нужным Президиум Верховного Совета или по требованию не менее одной трети депутатов Верховного Совета Башкирской АССР. Первое за­седание открывает старейший по возрасту депу­тат, который проводит выборы Председателя Верховного Со­вета и его заместителей. После этого утверждается регла­мент работы и повестка дня.

Заседания сессии ведет председатель, выбираемый Вер­ховным Советом на весь период его полномочий. Председатель предоставляет слово ораторам в по­рядке очереди, наме­чает докладчика, оглашает материалы, организует голосова­ние, в период между сессиями он поддерживает связь с депутатами. Сессии про­ходит публично. Все вопросы, рассматриваемые ими, широко освещаются в ме­стной печати (газетах: «Советская Башкирия», «Совет Башкортостана», «Кызыл тан», «Вечерняя Уфа»).

Законодательная деятельность Верховного Совета автономной респуб­лики является важнейшей формой осуществления его компетенции. Законы Верховного Совета Башкир­ской АССР обладают высшей юридической силой по отно­шению к другим государственным актам, издаваемым иными органами автономной республики.

Кроме законов Верховный Совет принимает постановления. Постанов­лениями юридически оформляются избрание Верховным Советом республики Президиума Верховного Со­вета, образование Правительства. Постановления принима­ются по итогам работы отдельных объектов, расположенных на терри­тории автономной республики.

Законодательная деятельность Верховного Совета Баш­кирской АССР яв­ляется важнейшей формой реализации пол­номочий автономной республики.

Верховный Совет является единственным законодатель­ным органом ав­тономной республики.

Закон считается утвержденным, если он принят Верховным Советом автономной республики простым большин­ством голосов депутатов.

По юридическим свойствам законы, принятые Верхов­ным Советом Баш­кирской АССР, являются общими право­выми нормами, т. е. содержат общие правила поведения.

Порядок издания законов Верховного Совета Башкир­ской АССР проходит четыре этапа:

1) законодательная инициатива,

2) обсуждение проекта закона,

3) принятие закона,

4) опубликование закона.

Законодательная инициатива означает право внесения в Верховный Совет БАССР предложений о принятии, дополнении, изменении законов. Правом за­конодательной инициати­вы, в соответствии с Конституцией Башкирской АССР, обла­дают Президиум Верховного Совета, Совет Министров Баш­кирской АССР, депутаты, постоянные комиссии Верховного Совета, Верховный Суд Башкир­ской АССР, Прокурор рес­публики (ст. 96).

Второй этап — обсуждение законопроекта на сессиях Верховного Совета республики — происходит на подлинно демократических началах. Законопроект обосновывает док­ладчик, представляющий его на сессию. Затем выступает со­докладчик, который выделяется одной из постоянных ко­миссий Верховного Сонета, после этого проводятся прения.

Третий этап — принятие закона. После обсуждении зако­нопроекта закон принимается простым большинством голосов при открытом голосовании.

Четвертый этап — опубликование закона. Закон подпи­сывается Председа­телем и Секретарем Президиума Верхов­ного Совета и в соответствии с ст. 98 Конституции Башкир­ской АССР публикуется на башкирском и русском языках. Законы, постановления и другие акты Верховного Совета вступают в силу на всей территории Башкирской АССР од­новременно по истечении 10 дней после их опубликования в официальных органах печати, если в самих актах не ука­зан срок введения их в действие.

Одной из основных форм вовлечения депутатов в работу органов государ­ственной власти и укреплении их связи с массами служат постоянные комиссии. В настоящее время в Верховном Совете Башкирской АССР функционируют сле­дующие постоянные комиссии: мандатная — в составе 15 че­ловек; комиссия за­конодательных предложении — 15 чело­век; по энергетике— 15 чел.; по транс­порту и связи — 15 чел.; по строительству и промышленности строительных ма­териалов— 15 чел.; по агропромышленному комплексу— 16 чел.; по товарам народного потребления и услугам насе­лению — 15 чел.; по жилищно-комму­нальному и городскому хозяйству— 15 чел.; по здравоохранению, социальному обес­печению и спорту — 15 чел,; по народному образованию, нау­ке и культуре — 15 чел.; по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства — 15 чел.; по делам молодежи — 15 чел.; по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов — 15 чел.

Права и обязанности этих комиссий регулируются спе­циальным положе­нием, утвержденным Верховным Советом Башкирской АССР. В нем сказано, что Верховный Совет Башкирской АССР образует постоянные комиссии из числа депутатов в составе председателя и 15—17 членов. Замести­тель председателя и секретарь постоянной комиссии избираются на заседании данной комиссии из ее состава.

Заседания постоянной комиссии созываются по мере не­обходимости, но не реже одного раза в два месяца, и откры­ты для всех депутатов Верховного Совета Башкирской АССР. Депутаты, не являющиеся членами данной постоянной ко­миссии, пользуются на ее заседании правом совещательного голоса. Все во­просы в комиссиях разрешаются простым боль­шинством голосов. При равенстве голосов голос председате­ля является решающим. Комиссия ведет протокол за­седания, куда вносит свои выводы и предложения. Протокол подписывается председателем и секретарем постоянной комиссии.

Постоянным комиссиям дано право проверять исполне­ние Конституции, законов, указов, постановлений и распоря­жений Верховных Советов СССР, РСФСР, Башкирской АССР, их Президиумом и Советов Министров, приказов и распоряжений учреждений, предприятий и организации Баш­кирской АССР.

Постоянные комиссии вносят на обсуждение Верховного Совета или его Президиума предложения по результатам про­верок и обследований, по укрепле­нию работы соответствую­щей отрасли хозяйственного и культурного строитель­ства.

На заседаниях Президиума Верховного Совета Башкир­ской АССР предсе­датели и члены постоянных комиссий пользуются правом совещательного голоса. При несогласии Президиума Верховного Совета с выводами и предложениями постоянных комиссий последняя имеет право поставить рас­сматриваемый вопрос на обсуждение Верховного Совета, решение которого является окончательным.

В период между сессиями Верховного Совета Башкирской АССР его функ­ции выполняют Президиум — постоянно дей­ствующий орган Верховного Со­вета. Положение Президиума Верховного Совета в системе государственных ор­ганов автономной республики определяется ее Конституцией (ст. 101—106), а в основных чертах Конституцией РСФСР (ст. 132). Президиум полностью ответ­ственен перед Верховным Советом Башкирской АССР и ему подотчётен. Верховный Совет имеет право проверять работу Президиума и потребо­вать отчета о его деятельности, в любой момент он мотет переизбрать Президиум частично или полностью.

Компетенция Президиума Верховного Совета Башкирской АССР устанавли­вается Конституцией Башкирской АССР (ст. ст. 103—105), Регламентом Вер­ховного Совета Башкир­ской АССР (ст. ст. 17—-25). Президиум Верховного Совета Башкирской АССР обладает широким кругом прав, затрагивающих все сферы го­сударственного руководства.

Так, в области государственного строительства Президиум Верховного Совета Башкирской АССР осуществляет контроль за соблюдением Конституции республики; дает тол­кование законов; отменяет постановления и распоряжения Совета Министров АССР; решает вопросы, связанные с формированием органов АССР. В период между сессиями по представлению Совета Министров Баш­кирской АССР освобождает от должности и назначает министров с последующим внесением на утверждение Верховного Совета АССР.

Президиум Верховного Совета Башкирской АССР решает вопросы админист­ративно-территориального устройства республики. Так, он имеет право устанавли­вать районное деление, издает указы об образовании городов и районов в горо­дах, изменяет подчиненность городов, дает наименование и переименовывает районы, города. Указы, касающиеся административно-территориального устройства рес­публики подлежат последующему утверждению Президиумом Верховного Совета РСФСР.

В компетенцию Президиума Верховного Совета Башкирской АССР входит также присвоение почетных званий республики. Президиум Верховного Совета Башкирской АССР решает широкий круг вопросов, связанных с формированием Вер­ховного Совета и организацией его работы: он назначает новые выборы в Вер­ховный Совет в срок не позднее двух месяцев со дня истечения его полномочий; образует округа; утверждает состав центральной избирательной комиссии; созывает сессии Верховного Совета, публикует законы АССР; в период между сессиями ко­ординирует работу постоянных комиссий Верховного Совета; решает вопросы, связанные с депутатской неприкосновенностью, соблюдением закона о порядке от­зыва депутата; назначает день голосования.

Президиум Верховного Совета Башкирской АССР осуще­ствляет свою ком­петенцию путем издания указов, постанов­лений. По особо важным вопросам Президиум издает совмест­ные акты с Советом Министров АССР, а также пар­тийными организациями республики. Указы Президиума Верховного Совета Башкирской АССР относятся к актам высшей государственной власти респуб­лики и служат источником деятельности государст­венных органов АССР.

Указы Президиума Верховного Совета Башкирской АССР обязательны для исполнения всеми нижестоящими органами власти и управления. Никакой орган управления или власти, кроме Верховного Совета АССР и самого Президиума, не может изменить, приостановить или отменить Указ Прези­диума Верховного Со­вета.

В систему органов государственного управления Башкирской АССР входит Совет Министров, министерства, государственные комитеты республики.

Совет Министров согласно ст. 110 Конституции Башкирской АССР - это высший исполнительный и распорядитель­ный орган государственной власти. Его правовое положение закрепляется главой 16. Конституции РСФСР и главой 12 Конституции Башкирской АССР.

Совет Министров Башкирской АССР обладает широкими правами. Так, согласно ст. 113 Конституции. Башкирской АССР Совет Министров Башкир­ской АССР:

1) обеспечивает руководство, народным хозяйством и со­циально-культур­ным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рацио­наль­ному использованию и охране природных ресурсов; способ­ствует осущест­влению мер по укреплению денежной и кре­дитной системы, по организации го­сударственного страхова­ния и единой системы учета и статистики; участвует в проведении единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения; ор­ганизует управление промышленными, строи­тельными, сельскохозяйственными предприятиями и объеди­нениями, предприятиями транспорта и связи, а также ины­ми организациями и учреждениями республиканского и местного подчине­ния;

2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет Башкирской АССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального разви­тия Башкирской АССР, государственный бюджет Башкирской АССР; прини­мает меры по осуществлению государственных планов и бюд­жета; представляет Верховному Совету Башкирской АССР отчеты о выполнении планов и исполне­нии бюджета;

3) обеспечивает, комплексное экономическое и социальное развитие авто­номной республики, районов и городов, координирует и контролирует деятель­ность предприятий, учрежде­ний и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения по вопросам, относящимся к ведению Башкир­ской АССР;

4) осуществляет меры по защите интересов государства, охране социали­стической собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;

5) принимает меры в пределах, определяемых Консти­туцией СССР, по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности страны;

6) образует в случае необходимости комитеты, управле­ния и другие ве­домства при Совете Министров Башкирской АССР, но делам хозяйственного и социально-культурного строительства;

7) осуществляет руководство деятельностью исполнитель­ных комитетов местных Советов народных депутатов.

Кроме того, Совет Министров обладает правом законода­тельной инициа­тивы в Верховном Совете Башкирской АССР.

Акты Совета Министров Башкирской АССР подзаконны. Их подзакон­ность заключается в подчинении всей исполнительно-распорядительной дея­тельности Совета Министров воле народа республики, возведенной в государ­ственный за­кон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: