Тип акцентуации характера | Поведенческие проявлений | Факторы, содействующие акцентуации характера | ||
I. Возбудимый | Повышенная вербальная и двигательная активность. Стремление к лидерству. Завышенный уровень притязаний. Неусидчивость, недисциплинированность, склонность к делинквентности (мелким правонарушениям), рискованным действиям. Противодействие со стороны окружающих вызывает отрицательную реакцию. Неразборчивость в выборе знакомств; неряшливость; легкость вхождения в асоциальную группу. Стремление к удовольствиям. Склонность к алкоголизации на уровне групповой психической зависимости. Низкий уровень реализации способностей. | Гиперопека, "кумир семьи", безнадзорность, неблагополучие внутрисемейных отношений | ||
II. Аффективный | Крайняя эмоциональная неустойчивость. Аффективные вспышки возникают по разнообразным, часто ничтожным поводам, но быстро истощаются и, как правило, не проявляются в грубой агрессии. Иногда возникают реакции аутоагрессии. Повышенная смена настроений, суетливость, крайняя несобранность, неусидчивость. Конфликтность, низкая самокритичность Склонность к делинквентному поведению. | Бесконтрольность, попустительство, наличие психотрав-мирующих обстоятельств | ||
III. Неустойчивый | Неустойчивость поведения, противоречивость поступков, частая смена настроения, астеничность. Озлобленность, подозрительность, мнительность, обидчивость Отношение к людям неустойчивое. Особенности характера не маскируются Искренни и прямолинейны Повышенная чувствительность к знакам внимания, сочувствия. Неприятности вызывают тяжелые невротические срывы. Самооценка недостаточная "Слабым местом" характера этого типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц В поисках эмоционального контакта могут входить в асоциальные группы. Эмоциональная неустойчивость | Эмоциональное отвержение, гипопротекция, семейные конфликты | ||
IV. Тревожный | Повышенная тревожность, впечатлительность, боязливость, чувствительность к отрицательным воздействиям, робость, застенчивость Склонность к депрессивным состояниям в результате завышенных моральных требований к себе, "этическая скрупулезность" Пониженный уровень притязаний, чувство собственной неполноценности, замкнутость Предрасположенность к фобиям. Склонность к гиперкомпенсации – использование утрированных способов самоутверждения в "зоне слабости" Неделинквентны, но виктимоопасны "Слабое место" этого характера – неспособность переносить насмешки, унижения, подозрения в неблаговидных поступках. В таких ситуациях возможно неадекватное поведение | Повышенная требовательность, необоснованные претензии, эмоциональное отвержение | ||
[1] Пирьов Г. Д. Экспериментальная психология. – София, 1968.
|
|
|
|
[2] Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1951. С. 300
[3] Павлов И. П. Указ. соч. С. 299–300
[4] Павловские среды. Т. 2. М.-Л., 1949. С. 533
[5] Павлов И. П. Указ. соч. С. 300.
[6] Там же. С. 299
[7] Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. М.-Л., 1951. С. 269.
[8] См.: Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.,1979.
[9] См.: Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.,1979.
[10] Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991. С. 325
[11] Для каждой возрастной группы (по годам, от 3 до 12 лет) А. Бине разработал по 6 заданий. За каждое задание испытуемому ребенку зачислялось два месяца и к общему итогу прибавлялись 24 месяца, соответственно двум первым годам жизни (для которых тестов не было) Так определялся умственный возраст ребенка, который не всегда совпадал с его хронологическим возрастом.
[12] Леонгард К. Акцентуация личности. Киев, 1981; Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.