Особенности поставки товаров для государственных нужд
Ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора поставки
Права и обязанности сторон. Исполнение договора поставки
Порядок заключения, предмет и содержание договора поставки
Понятие, значение и правовое регулирование договора поставки
Тема 2. Поставка
Мена
Продажа предприятия по договору купли-продажи
Изучить по учебнику.
Изучить по учебнику.
Как вид договора купли-продажи договор поставки также опосредует денежные отношения имущественного обмена в обществе, а в частности отношения по материально-техническому обеспечению субъектов хозяйствования и оптовую торговлю. Он обладает всеми родовыми признаками договора купли-продажи. Это вид, входящий в род. Такой взгляд воспринят ГК, где §3 «Поставка товаров» входит в Главу 30 «Купля-продажа», что подчеркивает самой структурой ГК место договора поставки как вида договора купли-продажи. К договору поставки только субсидиарно могут применяться нормы о купле-продаже (§1 Гл.30 ГК).
Еще одним видом договора купли-продажи по ГК является поставка товаров для государственных нужд (§4 Гл.30 ГК) Заключение такого договора поставки происходит в соответствии с административным актом – заказом на государственные нужды. Дело в том, что на каждый очередной год Совет Министров определяет состав республиканских государственных нужд, а исполнительные и распорядительные органы соответствующих АТЕ предопределяют состав местных нужд. Они же (эти органы) определяют государственных заказчиков (покупателей – министерства, ведомства, облисполкомы, государственные объединения и тд). Эти государственные заказчики являются покупателями, то есть стороной государственного контракта поставки товаров для государственных нужд (ст.496 ГК). Но в рамках государственного контракта возможно еще заключение и договора на поставку товаров для государственных нужд. Это необходимо когда товар поставляется не государственному заказчику, а указанному им юридическому лицу (лицам). Тем, кто обеспечивает этим товаром конечных потребителей. Тогда с такой организацией поставщик заключает еще и договор поставки для государственных нужд (ст.499 ГК).
В рыночной экономике государственный заказ выдается только на особо значимую для хозяйства республики продукцию и в соответствующем объеме (квоты). Подсчет ведет Министерство экономики. С приходом к рынку роль заказа на государственные нужды сводится к выгодному для самих поставщиков контракту, потому что он обеспечен государственными ресурсами, бюджетными деньгами, налоговыми и некоторыми иными льготами. К тому же это гарантированная реализация товаров поставщиком. Поэтому есть возможность заключать государственные контракты на состязательной, как правило, конкурсной основе (см. вопрос № 5).
Договор поставки имеет свои отличительные видовые признаки:
1. Предметом договора поставки является товар, предназначенный для предпринимательской либо иной хозяйственной деятельности, не связанной с личным, семейным, домашним потреблением и, как следствие, это товар, определяемый родовыми признаками;
2. Сторонами договора поставки могут быть как юридические, так и физические лица, но они всегда предприниматели либо лица, осуществляющие иную хозяйственную деятельность;
3. Система договорных связей в договоре поставки часто сложная: поставщик не всегда производитель поставляемого товара. Чаще поставщиком является посредник;
4. Заключение договора поставки может быть прямо либо косвенно предопределено административными или плановыми актами, например, заказом на поставку товаров для государственных нужд либо планом развития предприятия (бизнес-планом);
5. В договоре поставки момент заключения договора отдален во времени от момента исполнения, поскольку товара, который подлежит поставке, как правило, нет у поставщика на момент заключения договора;
6. Договор поставки создает длящиеся отношения между сторонами, поскольку поставка осуществляется, как правило, неоднократно;
7. Исполнение договора поставки, как правило, осуществляется по частям;
8. В объем прав и обязанностей сторон входит не только продажа поставляемого товара, но и его доставка.
Договор поставки – это вид договора купли-продажи по которому поставщик (продавец), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их в предпринимательской деятельности либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст.476 ГК).
Характеристика:
1. Консенсуальный;
2. Двухсторонний;
3. Возмездный;
4. Предпринимательский (хозяйственный – в СССР) договор.
Значение этого договора в том, что он опосредует оптовый оборот товаров, отношения между профессиональными продавцами и покупателями. Например, он опосредует такие цепочки: изготовители товаров – оптовые торговые организации, производители товаров – поставщики сырья.
Правовое регулирование договора поставки осуществляется:
· §3 Гл.30 ГК;
· Положение о поставках товаров в Республике Беларусь от 08.07.1996 года № 444;
· Положение о приемке товаров по количеству и качеству от 03.09.2008 года № 1290.
Вопросы, не урегулированные законодательством, определяются сторонами при заключении договора. Кроме того субсидиарно применяются нормы о договоре купле-продажи.
Правовое регулирование поставки товаров для государственных нужд:
· §4 Гл.30 ГК;
· Закон «О поставках товаров для государственных нужд» от 24.11.2003 года;
· Постановление Совмина от 13.06.1994 года № 437 «О формировании и размещении заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для республиканских государственных нужд»;
· Указ «О государственных закупках в Республике Беларусь» от 17.11.2008 года № 618
· Постановление Совмина «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» от 20.12.2008 года № 1987
· Исключение: вопросы, не урегулированные специальным законодательством о поставках товаров для государственных нужд определяются в соответствии с общим законодательством о поставках. Так в соответствии с ч.1 п.2 ст.495 ГК к отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются правила о договоре поставки (ст.476 - 493), если иное не предусмотрено ГК и иными актами законодательства.
09.12.2011 года в Москве между Россией, Беларусью и Казахстаном подписано Соглашение о государственных «муниципальных» закупках, которое уже ратифицировано.
Порядок заключения, предмет и содержание договора поставки
Договор поставки является консенсуальным, потому считается заключенным, если стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора в требуемой законом форме (ст.402 ГК).
Необходимость письменной формы договора поставки вытекает из общего правила гражданского законодательства о форме сделок (ст.162 ГК) и самого содержания договора поставки. Как правило, стороны подписывают один документ. Можно заключить договор посредством обмена документами (п.2 ст.404 ГК).
!! При заключении договора поставки надлежит руководствоваться нормами Гл.28 ГК, но в изъятии из общего правила, установленного ст.415 ГК, ст.477 ГК определен иной порядок урегулирования разногласий при заключении договора поставки: сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании предложенных ею условий должна в течение 30 дней со дня получения этого предложения, если иной срок не установлен законодательством и не согласован сторонами, принять меры по согласованию условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения. В противном случае она должна будет возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора (ст.477 ГК).
Специально определен порядок заключения договора поставки для государственных нужд (см. вопрос № 5).
Предмет договора поставки как уже отмечалось – это товары, направленные на использование в предпринимательской и иеной подобной деятельности. Это могут быть любые вещи за исключением единых имущественных комплексов, зданий, сооружений, иного недвижимого имущества, ценных бумаг, валюты, энергетических и других ресурсов снабжения которыми осуществляется через присоединенную сеть (п.6 Положения о поставках товаров в РБ»).
Содержание договора поставки составляют различные условия, что согласовываются сторонами при заключении договора. Важнейшие из них перечислены в п.4 Положения о поставках товаров в Республике Беларусь:
4. В договоре, как правило, должны быть отражены:
► Предмет договора (наименование товара, его количество, ассортимент, качество и комплектность);
► Порядок расчетов и цена товара;
► Порядок поставки товара;
► Транспорт;
► Требования к таре и упаковке;
► Страхование;
► Имущественная ответственность сторон;
► Срок действия договора;
► Порядок изменения и расторжения договора;
► Иные не противоречащие законодательству Республики Беларусь условия, которые стороны признают необходимым предусмотреть в договоре.
При заключении договора путем составления одного документа он, как правило, должен содержать следующие реквизиты:
► Точное и полное имя (наименование), а также сведения о юридическом адресе сторон договора;
► Дату заключения договора;
► Место заключения договора;
► Надлежащие собственноручные подписи сторон или лиц, уполномоченных на подписание договора от их имени.
При этом договор считается заключенным и тогда, когда между сторонами согласованы лишь наименование товара, его количество и цена либо установлен порядок их определения. При отсутствии указанных условий договор признается незаключенным.
Ну вот существенные условия этого договора названы в п.2 ППВС «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Республики Беларусь о договоре поставки» от 23.12.2004 года № 13.
Существенными условиями договора поставки являются условия о:
► Предмете договора;
► Количестве товара;
► Условия, предусмотренные актами законодательства как существенные для данного вида договора;
► Все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, в том числе о сроке поставки и цене товара.
Ø Наименование товара;
Ø Количество товара;
Ø Условия, предусмотренные актами законодательства как существенные для данного вида договора (Указ № 117 – цель закупаемого товара – утратил силу; Постановление Совмина № 862 от 04.08.2005 года п.2 этого постановления установлено, что наличие товарного номера, нанесенного в виде штрихового идентификационного кода на товары (продукцию) в соответствии с законодательством, является одним из существенных условий договора купли-продажи (поставки) таких товаров (продукции), одной из сторон которого являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую и (или) розничную торговлю, общественное питание на территории Республики Беларусь и использующие для ведения товарного учета автоматическую идентификацию товаров (продукции);
Ø Все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, в том числе:
· О сроке поставки и;
· Цене товара.
При отсутствии существенных условий договор признается не заключенным.
Кроме того в договоре могут быть предусмотрены:
· Ассортимент постановляемого товара;
· Его количество;
· Комплектность;
· Порядок поставки;
· Порядок расчетов;
· Порядок доставки;
· Транспорт;
· Требования к таре, упаковке;
· Имущественная ответственность сторон;
· Порядок расторжения;
· А также все иные условия, которые стороны посчитают необходимыми предусмотреть в договоре.