Большой вклад в разработку теории управления качеством внесли зарубежные и отечественные ученые. Работы российских ученых П.Л. Чебышева и А.М. Ляпунова послужили теоретической основой выборочного контроля качества. В применяемых в настоящее время системах управления качеством есть вклад россиян И.Г. Венецкого, А.М. Длина, американцев У.А. Шухарта, Э. Дэминга, А. Фейгенбаума.
Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.
Управление качеством неизбежно оперирует понятиями: система, среда, цель, программа и др.
Различают управляющую и управляемую системы. Управляемая система представлена различными уровнями управления организацией (фирмой и другими структурами). Управляющая система создает и обеспечивает менеджмент качества. В современной литературе и практике используются следующие концепции менеджмента качества:
Ø система качества (Quality System);
Ø система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System);
Ø всеобщее управление качеством (Total Quality Management);
Ø обеспечение качества (Quality Assurance);
Ø управление качеством (Quality Control);
Ø статистический контроль качества (Statistical Quality Control);
Ø система обеспечения качества (Quality Assurance System);
Ø гарантия продукции (Product Assurance);
Ø всеобщий производственный менеджмент (Total Manufacturing Management);
Ø передовой производственный опыт (Good Manufacturing Practices);
Ø система управления производственными ресурсами (Environmental Management System);
Ø система "мы обеспокоены" (We Саге);
Ø система "обеспокоенность ответственных (Responsible Care);
Ø всеобщий менеджмент качества в сфере охраны окружающей среды (Environmental TQM);
Ø всеобщее обеспечение производства (Total Manufacturing Assurance);
Ø интегрированный менеджмент процессов (Integrated Process Management);
Ø менеджмент в целях улучшения качества (Management for Quality Improvement);
Ø полное (всеобщее, тотальное) управление качеством и производительностью (Total Quality and Productivity Management);
Ø интегрированный менеджмент качества (Integrated Management);
Ø система внедрения непрерывных улучшении (Continuos Improvement Implementation System);
• полное преобразование качества (Total Quality Tmnsformation);
• менеджмент системы качества (Quality System Management).
Для качества как объекта менеджмента свойственны все составные части менеджмента: планирование, анализ, контроль.
Современный менеджмент качества базируется на результатах исследований, выполненных крупными зарубежными корпорациями по программам консультантов по управлению качеством. Это опыт таких известных фирм, как "Хьюлетт-Паккарда», и др. В 1980-е годы на политику этих и ряда других фирм оказали влияние разработки Ф. Б. Кросби, У. Э. Деминга, А. В. Фейгенбаума, К. Исикавы, Дж. М. Джурана. Основой деятельности ведущих фирм стали следующие направления улучшения работы:
• заинтересованность руководства высшего звена;
• образование совета по улучшению качества работы;
• вовлечение всего руководящего состава в процесс улучшения работы;
• обеспечение коллективного участия;
• обеспечение индивидуального участия;
• создание групп по совершенствованию систем (групп регулирования процессов);
• более полное вовлечение поставщиков;
• обеспечение качества функционирования систем управления;
• разработка и реализация краткосрочных планов и долгосрочной стратегии улучшения работы;
• создание системы признания заслуг.
Особенно следует отметить такое направление, как обеспечение качества функционирования систем управления. Консультанты по управлению качеством обратили внимание, что службы по управлению качеством и надежностью направляли усилия и ресурсы на выявление проблем и исправление ошибок. В результате сформировалась система управления по отклонениям. Эта система реагировала на ошибки и недооценивала роль профилактических мероприятий, а также роль подразделений, не связанных с процессом производства. Был сделан вывод, что обеспечение качества зависит от систем управления, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность фирм.