МПМ как наука

ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ МЕТОДИКИ

План

1. Предмет МПМ. Взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов методической системы.

2. Задачи решаемые МПМ.

3. Методы исследования, используемые методической наукой.

4. Связь МПМ в начальных классах с другими науками.

5. Современные технологии начального обучения математики.

Литература

1. [4], с. 13, 14, 40, 41.

2. НШ, 1999, № 9. Статьи В. Н. Рудницкой, Н. Б. Истоминой, Э. И. Александровой.

3. Чуракова Р. Г. Развивающее обучение на пороге XXI века //НШ. – 2001. - № 5 (взаимосвязь компонентов методической системы).

4. Истомина Н. Б. и др. Особенности учебно-методического комплекта «Гармония» //НШ. - 2002. - №2 (пути совершенствования начального образования).

5. Колягин Ю. М. Болевые точки отечественного образования //НШ. – 2002. - № 4.

1. Предмет МПМ. Взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов методической системы

«Методика» от греч. «methodos» - исследования.

«Наука» - сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация знаний о действительности; включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и её результат - сумму знаний.

МПМ – наука о математике как учебном предмете и закономерностях.

ПРЕДМЕТ этой науки – обучение математике.

Цель МПМ - исследование процесса обучения математике, обобщение и систематизация знаний и их применение к решению новых теоретических и практических задач.

Для обозначения в речи используются термины: МПМ, МОМ, «Педагогика математики», «Дидактика математики», «Методическая система начального обучения математике».

Последний термин наиболее точно и полно отражает объект и предмет данной науки (см. опорную схему №1 и задания к ней).

Признаки педагогической системы:

- единая целевая ориентация;

- интегративные качества (такие, которыми не обладает ни один из отдельно взятых её элементов);

- элементы или компоненты;

- структура (связи и отношения между частями и элементами);

- функциональные характеристики (назначение);

-коммуникативные свойства (внешние взаимодействия системы с окружающим миром);

- историчность, преемственность;

- результаты (сумма знаний, умений, навыков).

Свойства любой системы определяются не суммой свойств её элементов, а их взаимоотношением и взаимодействием.

В методической системе принято выделять две стороны: содержательная ( цели, задачи, содержание ); процессуальная ( методы, формы, средства ), которые функционируют в единстве, но проявляют различную степень консервативности в процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий (ПТ). Чаще всего варьируются процессуальные аспекты, а содержание изменяется лишь по структуре, логике, дозировке. При этом содержательная часть во многом определяет и её процессуальную часть, хотя обратная связь не исключается. Например, использование компьютерных технологий (средства обучения) ведет к изменению целей, содержания и форм обучения.

Цели – долговременный и относительно стабильный компонент, отражающий общую стратегию образования:

1) стратегия формирования ЗУН;

2) стратегия развития СУД, т. е. системы умственных действий, учебных умений, личности в целом.

2. Задачи, решаемые МПМ

Перед МПМ стоят следующие задачи:

- обоснование целей обучения математике;

- научная разработка содержания обучения, которая находит отражение и воплощение в программах и школьных учебниках;

- поиск и обоснование наиболее эффективных методов и приемов учебно-воспитательной работы в процессе обучения математике;

- научная разработка средств обучения (учебников, ТПО, таблиц, ТСО, наглядных пособий, карточек с математическими заданиями, программированных заданий и т. п.);

- организация обучения;

- исследования процесса и результатов обучения и усвоения учащимися СУД и математических ЗУН с целью дальнейшего совершенствования методической системы.

3. Методы исследования, используемые методической наукой

Методы исследования:

- изучение истории развития математики и МПМ, и использование соответствующих достижений;

- изучение и обобщение современного опыта преподавания математики, в том числе и зарубежного;

- опросные методы: беседа, анкетирование, интервью, тестирование;

- наблюдение, анализ работ учащихся, эксперимент;

- методы математической статистики и компьютерной обработки данных.

4. Связь методики с другими науками

Любая образовательная технология основывается на определенном философском фундаменте (осознанном или неосознанном). Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения педагогической технологии.

Философские позиции прозрачнее всего прослеживаются в содержании образования, труднее обнаружить философскую основу в методах и средствах обучения.

Философской основой нынешнего массового образования в РБ являются диалектико-материалистическое и гуманистическое направления. Методологическая основа – теория познания, которая рассматривает познание как диалектически непрерывный процесс.

См. опорную схему №2 в «Практикуме» и задания к ней.

5. Современные технологии начального обучения математике

«Методика обучения» - исследование, учение, теория.

«Технология обучения» - искусство, мастерство, умение.

Методика отличается от технологии уровнем обобщения знаний о закономерностях процесса обучения и вариативностью способов реализации теоретических положений, т. е. наличием многих «если …».

Технология отличается от методики определенностью, устойчивостью как способов достижения цели обучения, так и его результата.

Концептуальной основой, руководящей идеей, всех современных технологий обучения является формирование личности ребенка, способной к самостоятельному мышлению. Процесс познания строится так:

Деятельность → СУД → З → Рефлексия → У → Н

Вспомним сущность каждого из названных понятий.

Деятельность – от слова деять, т. е. делать.

Виды деятельности:

Физическая или предметная: вырезают, накладывают, измеряют, рисуют, чертят и др. виды практических работ.

Умственная: анализируют, сравнивают, классифицируют, абстрагируют, обобщают, умозаключают, рассуждают, доказывают, открывают новое и т. п.

Учебная: анализируют, ставят учебную задачу, планируют, моделируют, исследуют, преобразуют, контролируют, оценивают.

Знание – проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозгу человека.

Рефлексия является существенным условием самосозидания личности, «перевода» общественных (созданных поколениями людей) ЗУН в индивидуальные: Что я делал? Как? («Взгляд назад») Где это можно применить? При каких условиях? и т. п.

Умение – способность к эффективному выполнению определённой деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или в новых условиях, уверенное овладение жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели. Заметьте, что слова «умение», «умелец», «умный», «ум» в русском языке являются однокоренными.

Навык – автоматизированное умение, т. е. способность к выполнению определенной деятельности без непосредственного контроля сознания.

Следовательно, основными направлениямимодернизации технологий обучения являются:

- деятельностный подход;

- личностно-ориентированное обучение;

- гуманизация (направленность на благо ребенка);

- гуманитаризация (обращение к человеческой личности, к правам и интересам ребенка);

- дифференциация и индивидуализация обучения.

Примеры таких технологий:

КСО – коллективный способ обучения;

УДЕ – укрупнение дидактических единиц;

РО – развивающее обучение;

проблемное обучение; программированное обучение; модульное обучение; компьютерные технологии и др.

Учить математике трудно, потому что в природе, в реальной действительности не существует ни одно из математических понятий. Все они являются плодами работы разума, т. е. идеальны, абстрактны.

Ответьте себе на вопрос: «Зачем же учить математике?»

Обсудим вместе ответ на вопрос: «Что значит учить математике?»

Учить математике – это значит развивать словесно-логическое мышление. Т. е. «учить говорить» правильно, точно, обоснованно, учитывая при этом взаимодействие и взаимовлияние всех видов мышлений: наглядно-действенного, наглядно-образного, наглядно-схематического, словесно-логического, абстрактного, теоретического, практического.

Технологический вопрос «Как учить математике?», следовательно, можно конкретизировать: как учить думать и говорить.

Обучение математике строится так, чтобы одновременно включались самые различные анализаторы (органы чувств) и мышление, одновременно использовались все коды, несущие в себе математическую информацию: предмет, физический опыт с этим предметом, модель, чертеж, рисунок, символ, слово.

 
 


Рука ↔ Язык ↔ Голова

Методическая и технологическая подготовка учителя касается знаний о процедурах управления учебной деятельностью детей и включает: познавательную потребность; знания об обучающих процедурах и их вариабельности; комплекс профессиональных умений; самостоятельность мышления; рефлексию; самоконтроль; самооценку.

Выполнение действий контроля, оценки, рефлексии предполагает, что внимание того, кто учиться, обращается на содержание собственных действий, их целенаправленность, результативность и эффективность.

Любая перемена в человеке (ЗУН, СУД, сознание, духовность и др.) должны быть плодом его собственного усилия, а не насилия над ним другого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: