Элементы организаций
Функциональные области деятельности: (см. объекты менеджмента) производство, маркетинг, финансы, персонал, исследования и разработки.
Производственный процесс: совокупность трудовых и естественных процессов в результате взаимодействия которых сырье, материалы, интеллектуальные ресурсы и способности сотрудников превращаются в готовую продукцию или услуги
Элементами производственного процесса являются:
Ø Предметы труда (сырье, комплектующие изделия и услуги). На них воздействуют сотрудники организации в производственном процессе
Ø Средства труда – материальные средства, при помощи которых человек воздействует на предмет труда; нематериальные средства (приемы, знания, технологии, при помощи которых оказываются услуги)
Средства труда подразделяются на орудия труда (производственное оборудование, инструменты, оснастка, транспортные средства) и материальные условия труда (производственные и торговые помещения, офисы, склады, осветительное оборудование, отопительные и охлаждающие устройства и т.п.)
|
|
Ø Труд – целенаправленная деятельность персонала организации, связанная с превращением предметов труда в готовую продукцию или услуги.
Элементы управления:
Ø Функции управления - см. тему 1.2.
Ø Структура управления – состав, взаимосвязи и методы взаимодействия служб и функционеров в процессе выполнения управленческих функций
Структурные подразделения (структурная иерархия):
Производственные: производство (дивизион, совокупность цехов, профит-центр), цех, участок, бригада (смена)
Непроизводственные: отдел, сектор(лаборатория), группа.
Ограничения – императивны, то есть неподвластны менеджменту определенного уровня. Например, норма расхода материала является ограничением и «неподвластна» начальнику цеха, но «подвластна» главному технологу предприятия.
Условия, как правило, диспозитивны, то есть допускают выбор для менеджера конкретного уровня.
Ограничения могут накладываться как внешней средой организации, так и иметь внутренние источники.
Внешняя среда характеризуется сложностью, неопределенностью и изменчивостью.
Различается:
Ø среда прямого воздействия, т.е. все, что оказывает непосредственное влияние на организацию: потребители, конкуренты, поставщики, собственники, инвесторы, государственные органы, нормативные акты
Ø среда косвенного воздействия, т.е. все, что оказывает на организацию опосредованное воздействие: состояние экономики (конъюнктура), социально-культурные и географические факторы, политические факторы, научно-технический прогресс.
|
|
Условия также представлены как внешней, так и внутренней средой организации. К внутренним условиям относятся ситуационные факторы внутри организации, например:
Ø цели организации
Ø культура организации
Ø организационная структура
Ø ресурсы: материальные, трудовые, интеллектуальные
Ø технология и инновации
Примеры внешних условий:
Ø конъюнктура рынка
Ø научно-технический прогресс
Ø национальные обычаи
Ø вкусы и предпочтения потребителей