Виды нормативных актов
Норм-правовой акт – юр. документ, принимаемый уполномоченным гос-вом субъектом (органом, долж. лицом, орг-цией), имеющий формально выраженный хар-р, общеобязательный для всех субъектов на территории его действия.
Признаки НПА:
1. Письменный документ
2. Содержит властное волеизъявление, которое устанавливает нормы права, т.е. рассчитан на многократное применение;
3. Утверждается уполномоченным органом (орган гос.власти, местного самоупр., администр. организации (напр., ПВТР)
Система НПА: Конституция, законы, подзаконные акты.
Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юр. силой (в т.ч.выше указов Президента) и принимаемый высшим законодательным органом либо всем народом на референдуме по специально установленной законодательством процедурой. Отличается от подзаконных актов по юр. силе, субъектам принятия и процедуре принятия.
Сущ-ет иерархия законов:
1. Конституция - принята путем референдума 12.12.1993,
2. ФКЗ (президент не имеет права вето, при принятии необх. 3\4 бол-ва Совета Федераций+2\3 депутатов Думы)
3. Нормы международного права.
4. ФЗ (гр. кодекс, бюдж. кодекс содержат коллизионные нормы, им придается особая юр. сила по сравнению с другими простыми ФЗ), принимаются Думой, одобряются Советом Федерации, подпис. Президентом, он имеет право отлагательного вето, кот. преодолевается 2\3 голосов каждой палаты.
5. законы субъектов РФ.
Подзаконные акты – нормативные акты, принимаемые во исполнение законов.
Классификация подзаконных актов:
По территории действия | По способу принятия: | По хар-ру компетенции субъекта: |
Федеральные (общегос.) Региональные (органов исп. власти субъектов РФ), Муниципальные (местного самоупр.) Локальные (корпоративные, ПВТР) | Коллегиальные (пост. Правительства) Единоначальные (приказ министра, указ През.) | Общие Специальные – отраслевые и межотраслевые |
Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
Институт права – совокупность правовых норм, регулирующих одно общественное отношение
Подотрасль права – в крупных правовых отраслях могут формироваться комплексные правовые институты, состоящие из нескольких институтов.
Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих группу однородных общественных отношений, выделяемых на основе объективных критериев:
Критерии деления права на отрасли:
1. предмет правового регулирования – это круг однородных общ. отн., регулируемых данной отраслью права.
2. метод правового регулирования – это способы гос. воздействия на предмет правового регулирования, т.е. на общ. отношения. Их 2: императивный (метод власти и подчинения) исп. в отраслях публичного права (адм.право); диспозитивный (метод равенства сторон) исп. в отраслях частного права (гр, сем. право).
По предмету:
1. Конст. право регулирует самый широкий круг общ. отн.: между гос. и общ.; гос и личностью; общ и личностью; внутригосуд. отношения; межгосуд. отношения.
2. Адм. право: регулирует общ отн. в сфере гос. управления, т.е. в деят-сти исп. власти.
3. Гр. право – регулирует имуществ и связанные с ними неимуществ. отношения.
4. Семейное право – (наоборот) - регул. личные неимуществ. и связанные с ними имущ. отношения.
5. Трудовое право – регулирует общ. отношения в сфере «живого» труда.
6. Фин. право - регулирует общ. отношения в сфере гос. и муниц. финансов.
18. Способы систематизации законодательства:
Происходит по воле законодателя. С целью упорядочения зак-ва в РФ указом Президента периодически издается специальный правовой акт – Общеправовой классификатор.
Систематизация возможна 3-мя осн. способами:
Инкорпорация – путем упорядочения правового материала по какому-либо критерию (алфавиту, дате принятия акта, по виду акта, по предмету правового регулирования)
Кодификация – систематизация, при кот. вместо существ-го законодательства принимается обобщающий правовой акт – кодекс или основы законодательства.
Консолидация – промежуточное звено между инкорп. и кодификацией, когда из закона исключают все повторы и противоречия, т.е. остается только действующее закон-во. Это по сути подготовка к кодификации.
Кодификация всегда официальна. Инконкорп и консолидация – могут быть и официальными, и неофициальными. Систематизация по объему может быть генеральной и частной.