Нормы международного права, регулирующие сотрудничество по гуманитарным вопросам (наука, культура, образование, обмен информацией,
контакты между людьми) образуют отрасль международного гуманитарного права.
Существует две основные подотрасли отрасли международного гуманитарного права: гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов. Иногда под международным гуманитарным правом понимается лишь нормы, регламентирующие гуманизацию отношений в период вооруженных конфликтов. Так или иначе, но в центре международного гуманитарного права находятся права человека. Не случайно, что в документах Организации Объединенных Наций зафиксировано непреложная цель развития человеческой цивилизации: “Жизнь людей полноценна только тогда, когда ее озаряют права человека”.
В период до второй мировой войны международное сотрудничество в целях
защиты прав человека не имело широкого размаха. В этих целях было разработано и принято лишь несколько международно-правовых актов. Среди них прежде всего необходимо отметить договоры и конвенции о борьбе с рабством и работорговлей, в защиту прав религиозных и национальных меньшинств.
|
|
Качественно новая фаза деятельности международного сообщества в обеспечении уважения прав человека началась после победы над фашизмом во
второй мировой войне.
Итоги второй мировой войны наложили отпечаток на все послевоенное развитие и, в частности, определили основные направления деятельности ООН.
В Уставе этой организации было установлено, что одной из ее задач является осуществление международного сотрудничества “в поощрении и развитии
уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы,
пола, языка и религии” (ст.1).
Всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, как подчеркивается в ст. 55 Устава, является одной из основных предпосылок для “создания условия стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между народами, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов”.
Устав ООН, не конкретизируя понятие прав человека, тем не менее содержит несколько принципов, в определенной мере этому способствующих.
Так, в Уставе ООН говорится о равноправии наций, равноправии мужчин и
женщин, достоинстве и ценности человеческой жизни (т.е. праве на жизнь), недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т.е.
свободе совести, убеждений и т.п.). Другими словами, общедемократический характер Устава предполагает и подразумевает в качестве важнейшего правового условия современных международных отношений принцип уважения прав человека.
|
|
Основными источниками международного гуманитарного права являются
многочисленные многосторонние универсальные договоры - конвенции по правам человека, которые могут быть как обязательными, так и рекомендательными документами. Большинство из них созданы в правовой среде, образующейся в рамках универсальной деятельности ООН. Закрепленные в них нормы носят довольно обобщенных характер, а сами конвенции стали частью международного общего права. Конкретная регламентация и осуществление прав человека относятся к области внутренней компетенции государств и реализуется посредством внутреннего законодательства. Именно поэтому допускаемые по конвенциям ограничения имеют в разных странах разный объем и содержание, в результате чего объем и содержание осуществляемых прав становится относительными.
Рекомендательный характер имеют резолюции международных организаций и прежде всего - непосредственно резолюции ООН. К ним относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г. и другие документы. Морально-политический авторитет многих из резолюций очень высок, и государства с ними считаются, хотя формально они не налагают на них юридических обязательств. Так, например, довольно широко распространено мнение, что положения Всеобщей декларации прав человека превратились в международный обычай.
Резолюции могут служить основой для разработки международных договоров
в области прав человека. Так, Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 г. была использована при разработке Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.
Другая часть документов в области прав человека - международные договоры, которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международные пакты о правах человека и т.д. Эти договоры закрепляют стандарты в области прав человека.
Главные международно-правовые акты о правах человека (обязывающие и рекомендательные) делятся на три основные группы:
1. Международная хартия прав человека - универсальные документы в области прав человека: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. с Факультативным Протоколом 1986 г., Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с Факультативными Протоколами 1976 и 1992 гг.
2. Акты о борьбе с массовыми нарушениями прав человека: Конвенция относительно рабства 1926 г. (с изм. 1953 г.), Конвенция о принудительном или обязательном труде 1930 г., Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г., Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Международная
конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за
него 1973 г., Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 г.,
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих
достоинство видов обращения и наказания 1984 г.
3. Акты о защите прав отдельных категорий индивидов: Устав Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев 1950 г., Конвенция о статусе
|
|
беженцев 1951 г. и Протокол к ней 1966 г., Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Декларация прав ребенка 1959 г.,
Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Декларация о территориальном
убежище 1967 г., Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.,Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Международная конвенция о защите прав трудящихся-
мигрантов и членов их семей 1990 г. и др.
К региональным актам защиты прав человека относятся Европейская конвенция прав и основных свобод человека, подписанная в Риме в ноябре 1950
г., Американская декларация прав и обязанностей человека, принятая в Боготе
в марте 1948 г., Американская конвенция прав человека, подписанная в ноябре
1969 г., Африканская хартия прав человека и народов, принятая совещанием
глав государств и правительств стран-членов ОАЕ 28 июня 1981 г. в Найроби.
Как правило, они носят более конкретный характер, чем универсальные конвенции. Так, например, Римская конвенция, касающаяся гражданских и
политических прав, устанавливает больше оснований для ограничения прав
человека, чем Международные пакты. Что касается американских конвенций, то
они в общих чертах повторяют Римскую конвенцию.
Несколько своеобразный характер имеют документы в области прав человека, принимаемые в рамках общеевропейского процесса под эгидой ОБСЕ. В Заключительном акте СБСЕ раскрыто содержание принципа уважения прав человека применительно к взаимоотношениям участников процесса. В рамках этой организации родился термин “человеческое измерение”, который означает комплекс вопросов в сфере взаимоотношений участников ОБСЕ, связанных с правами человека. Особо следует отметить документы, принятые на Конференции ОБСЕ по человеческому измерению, проходившей в три этапа: в Париже в 1989 г., в Копенгагене в 1990 г., в Москве в 1991 г. Документы ОБСЕ (Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и др.) носят политический характер и не являются источниками международного права. Их положения часто именуют договоренностями. Поскольку руководители государств-участников ОБСЕ неоднократно заявляли о том, что данные договоренности подлежат безусловному претворению в жизнь, они имеют и юридический оттенок. Такие заявления можно рассматривать как односторонние обязательства международно-правового характера. Положения этих документов можно считать региональными стандартами в области прав человека.
|
|
В рамках Содружества Независимых Государств параллельно с другими
документами, регламентирующими существование этой международной структуры, была принята также Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г., в которой нашли отражение международно-правовые стандарты в области прав человека.