Переход от античности к Средневековью

Переход от Античности к Средневековью был периодом, с одной стороны, гибели античной экономической структуры, основанной на рабстве и господстве города над деревней, а с другой, разложения первобытнообщинного строя у народов варварской периферии. Но это был и период так называемых варварских завоеваний гибнущего римского общества. Однако определяющим был не сам факт завоевания, а дальнейшее развитие народов в их сложном взаимодействии.

В течение четырёх столетий, с IV по VII вв., различные народы Европы, мигрируя из одной области в другую, ведя постоянные войны друг с другом и Римом, расселились на огромной территории Римской империи и за её пределами, образуя новые этнический и политические объединения. Эти передвижения и завоевания разрушили не только фундамент Римской империи, но и саму основу родоплеменной организации варварских народов.

Оценка значения и последствий германских завоеваний стала предметом научных споров и острой политической полемики ещё в XVIII веке. Романисты – отрицали сам факт завоевания, а равно и значение германских элементов в общественном строе средневековой; зачастую считали Франкскую империю непосредственным продолжением Римской империи (Дюбо, Фюстель де Куланж). Фюстель де Куланж в своей наиболее известной работе «История общественного строя древней Франции» подчёркивал романистическое происхождение экономической основы будущего феодального строя, категорически отрицал наличие каких-либо предфеодальных элементов в общественном строе древних германцев. Завоевание Галлии германцами Ф. Де Куланж считал мифом. Ликвидация Империи совершилась мирным путём: произошла некоторое ускорение эволюции явлений, зародившихся уже давно. Только уже находясь внутри империи, варвары постепенно сделались её господами, При этом они ничего не изменили ни в системе управления, ни в социальной организации общества, ни в аграрных распорядках. Политическая организация меровингской Галлии была простым продолжением и воспроизведением строя империи и в праве, и в судоустройстве, и в администрации. Прямым продолжением римских отношений оставался также аграрный и социальный строй меровингской Галлии.

Германисты, - наоборот, - на первый план выдвигали германское влияние на становление феодальной системы; заявляя порой, что феодализм явился прямым результатом завоевания (Буленвилье). Позитивисты предприняли попытку примирить диаметрально противоположные представления о роли римских и германских начал в формировании средневековой Европы.

Современная зарубежная историография видит суть процессов главным образом в столкновении варварского мира с римской цивилизацией, а последствия вторжения на римскую территорию – в постепенном, почти незаметном врастании варваров в романизм. Некоторые учёные считают, что споры романистов и германистов бесплодны, поэтому нет нужды даже ставить вопрос о происхождении феодализма.

В ожесточённой полемике о роли германских и римских начал допускали произвольное толкование источников, тенденциозный подбор аргументов, преднамеренное искажение картины социального быта. Как правило, преобладал формально-юридический метод анализа документов.

Выделяется новое направление в историографии, соединяющее элементы концепции романизма и германизма. Рише усматривал продолжение римских порядков в агрикультуре и аграрных отношениях, а германские черты – в государственной структуре, называя эпоху варварских завоеваний «романо-варварской».

Проблема перехода от рабовладельческого общества к феодальному – одна из центральных русской и отечественной медиевистике. В конце XIX - начале XX в. Виноградов, Ковалевский, Петрушевский развивали эволюционную концепцию феодализации общества, признавали прогрессивность и закономерность исторического движения к феодализму как римского, так и варварского мира. Проблема генезиса феодализма они решали с позиции синтеза римских и германских начал. Так, работа П.Г.Виноградова «Происхождение феодальных отношений в Лангобардской Италии» была посвящена итальянскому варианту генезиса феодализма. Этот вариант генезиса феодализма давал ценный материал в пользу теории синтеза, вопреки взглядам романистов и германистов.

Русские историки показали первостепенное значение изучения аграрной истории раннего средневековья, эволюции общинного землевладения. В разработке социально-экономических проблем они отстаивали теорию прогресса и закономерности исторического развития феодального общества.

Отечественные историки советского периода при изучении переходной эпохи от Античности к Средневековью стремились к познанию сущности коренных изменений во всех сферах жизни раннесредневекового общества. Грацианский, Сказкин, Неусыхин, Удальцова, Корсунский разработали концепцию социальной революции, которая завершилась образованием раннефеодального общества и государства.

В этом ряду стоит работа И.А.Дворецкой (зав.кафедрой Истории древнего мира и средних веков) «Западная Европа V-IX веков»,М.1990. Данное учебное пособие содержит последовательное хронологическое изложение истории народов Западной Европы в период образования раннефеодальных государств. Показаны направления передвижения племён, расселение на завоёванной территории Римской империи, взаимоотношения с римским населением. Даны описания наиболее важных событий, исторические портреты предводителей-вождей, королей и князей. Приведены данные археологии о развитии материальной культуры, об особенностях агрикультуры, о роли скотоводства, о технике ремесленного производства. Большой конкретно-исторический материал относится к характеристике образа жизни, религиозных представлений, обычаев и нравов. В работу включён раздел о культуре раннего средневековья, раскрывается влияние античных традиций. Поставлены и разработаны теоретические вопросы об особенностях раннефеодального государства, о становлении новых социальных отношений. Раскрывается роль римской церкви в процессе фоедализации.

Хозяйственный и общественный строй древних германцев остаётся предметом острых историографических дискуссий, что обусловлено прежде всего состоянием и особенностями источников.

По данной теме исследуют источники, характеризующие хозяйственное устройство, аграрные и общественные отношения, систему управления у германских племён с середины I в. до н. э. до конца I в н. э. За эти 150 лет в жизни германцев произошли значительные изменения, связанные с началом разложения родового строя. Судить об этих переменах позволяют прежде всего нарративные (повествовательные) источники.

Произведения Цезаря, Страбона, Плиния Старшего и Тацита дают возможность осветить наиболее существенные стороны жизни и быта германцев.

Гай Юлий Цезарь (100—44 гг. до н. э.) — знаменитый римский полководец и государственный деятель, завоеватель, а затем наместник Галлии, столкнулся с германцами во время захвата этой провинции в 50-е гг. I в. до н. э. Его "Записки о Галльской войне" являют собой обработку военных доне­сений, ежегодно представлявшихся в сенат. Особенно важны у Цезаря так называемые "германские экскурсы", из которых. Германцы, с которыми Цезарь неоднократно сра­жался, интересовали его прежде всего как будущие противники на случай возможного завоевания Германии римлянами. По­этому Цезарь уделяет серьезное внимание германскому войску, хотя и посвящает немало строк описанию быта германцев, что делает его труд весьма ценным для историков.

Страбон (ок. 64 г. до н. э. — 19 г. н. э.) — греческий географ, историк и философ родом из Малой Азии. Источ­никами сведений о германцах, краткие сообщения о жизни которых Страбон помещает в разных местах своей "Географии", служили ему сочинения географов III—I вв. до н. э. —,напр., Гиппарха, Полибия. Черпая необходимый материал преимущественно у авторов, не сопри­касавшихся близко с германцами, относясь к ним весьма кри­тически, Страбон заимствовал у них лишь то немногое, что он считал достоверным. Тем не менее приводимые Страбоном данные не могут иметь самостоятельного значения и нуждаются в дополнении их сведениями из других источников I в. до н. э., прежде всего из "Записок о Галльской войне" Цезаря.

Гай Плиний Старший (ок. 24—79 гг. н. э.) — известный римский географ. В 77 г. н. э. он закончил свою "Естественную историю" в 37 книгах, где им была предпринята попытка под­вести итог всем античным знаниям. Свидетельства Плиния по­могают установить расселение основных групп германских пле­мен и охарактеризовать образ жизни и занятия германцев.

Публий Корнелий Тацит (ок. 54 — ок. 120 гг.) — один из крупнейших римских историков. Будучи наместником одной из римских провинций (Бельгики в 89—93 гг.), Тацит изучил быт германских племен, живших на границе с этой провинцией. Кроме того, Тацит слушал рас­сказы побывавших за Рейном купцов и солдат, а возможно, и рабов германского происхождения, и знакомился с ежеме­сячными отчетами начальников пограничной стражи, стоявшей по Рейну. Тацит знал труд Плиния "Германские войны", не дошедший до нас, и по долгу службы ознакомился с картой прирейнских областей, составленной Марком Випсанием Агриппой, вторым после Цезаря римским военачальником, пе­решедшим Рейн. В результате у Тацита сложились свои пред­ставления о германском мире, которые он изложил в сочинении "О происхождении, местожительстве и нравах народов Гер­мании" (ок. 98 г.), или "Германия". Тацит часто описывает порядки у германцев в категориях римского общества. Историк был настроен оп­позиционно по отношению к императорской власти в Риме и стремился противопоставить распущенности римских нравов суровость и простоту нравов германского общества, которые он подчеркивал и в известной степени идеализировал.

Свидетельства античных авторов нуждаются в критической проверке еще и потому, что за последнее время археологи, лингвисты, специалисты по исторической географии и палео­ботанике накопили значительный материал, позволяющий до­полнить и пересмотреть традиционные представления, осно­вывавшиеся на сведениях письменных источников.

Изучение археологических памятников позволяет ответить на такие вопросы: 1) можно ли утверждать, основываясь на свидетельствах Цезаря, что гер­манцы занимались преимущественно скотоводством, а не земледелием; 2) можно ли распространять сведения Цезаря об агрикультуре свевов и даже свидетельства Тацита о земледелии германских племён на всю Галлию? Достигли ли отдельные племена или группы племён более высоких ступеней в развитии земледелия?

К началу Y века Западная Империя подвергается сильным нападениям германцев. По словам современников империя стала «резиденцией варваров». Поначалу они поселяются на территории римского государства в качестве федератов-союзников на основе договоров, по которым, например, готы получали ежегодно от римского правительства продовольствие и деньги, взамен предоставляя Империи вспомогательные войска и неся сторожевую службу. Императоры, прибегавшие к такой политике не заслуживали благодарности сторонников традиционного отношения к варварам, в соответствии с которым они считались скорее животными, нежели людьми. Аммиан Марцеллин (римский историк IV в.) винит Валента (император Восточной части Римской империи с 364 г.) в слепоте, когда тот в 376 г. организует переправу готов через Дунай. «Множество людей было направлено с поручением обеспечить всем необходимым для переправы этот дикий народ. Были приняты меры, чтобы никто из будущих разрушителей Римской империи, даже будучи присмерти, не остался на том берегу. И вся эта спешка, весь этот переполох ради того, чтобы приблизить крушение римского мира».

Завоевание в 410 г. «вечного города» Аларихом во главе вестготов произвело сильное впечатление на современников. Это событие послужило поводом Августину приступить к труду «О граде божием». Поскольку всё земное преходяще, то и Рим не вечен; вечно лишь царство божье, представляемое на земле церковью. Эти Августин отвечал на сетования тех, кто видел в захвате Рима вестготами кару за пренебрежение к старым богам, кару за принятие христианства. Августин отказывался видеть во взятии Рима что-либо иное, чем просто горестное событие, каких римская история знала немало, и подчёркивал, что в отличие от многих прославленных полководцев, снискавших известность разграблением захваченных городов и уничтожением их жителей, Аларих согласился признать за христианскими церквами право убежища и уважал его. «Всё совершённое во время недавнего бедствия, постигшего Рим, опустошения, избиения, грабежи, поджоги и издевательства – обычное явление для войны. Но что было необычным, так это то, что варварская дикость чудесным образом обернулась такой мягкостью, что в самых больших базиликах, выбранных и предназначенных для спасения народа, никто не был избит и никого не тронули, никто оттуда не был уведён в рабство жестокими врагами, а многих… сочувствующие враги сами препровождали туда, чтобы сохранить им свободу. И всё это совершилось во имя Христа, благодаря тому, что настало христианское время».

Одним из результатов Великого переселения народов было образование варварских королевств. Так, в 486 г. в ходе франкского завоевания в Северной Галлии возникло Франкское королевство, во главе которого стоял вождь салических франков Хлодвиг (486-511) из рода Меровея (отсюда династия Меровингов).

Важнейшим источником для изучения общественного строя франков (преимущественно Северной Галлии) в меровингский период является «Салическая правда». Она принадлежит к числу законодательных по типу источников – варварских Правд – сборников, фиксирующих старинное обычное право варварских народов (вестготов, бургундов, саксов, баваров и других германских племён). «Салическая правда» представляет собой запись судебных обычаев салических, т.е. приморских, франков. Поскольку текст памятника в его первоначальной записи не сохранился. Время составления его вызвало споры. Однако, по мнению большинства современных учёных, древнейший текст «Салической правды», дошедший до нас в рукописях VIII-IX вв., был составлен и записан в последний период правления Хлодвига. Судебник записан на испорченной латыни и содержит в ранних редакциях большое число франкских терминов.

Многие титулы «Салической правды» дают возможность охарактеризовать состояние земледелия и других отраслей хозяйства франков после того, как они поселились на территории бывшей римской провинции Галлии; выявить, с одной стороны, объём прав отдельных общинников на пользование пахотной землёй, угодьями, с другой – объём прав общины.

«Салическая правда» позволяет исследовать проблему имущественного и социального облика франкского общества (положение отдельных его прослоек, статус различных слоёв покорённого галло-римского населения).

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: