Определение и вызов функции

Тема 5. ФУНКЦИИ

Зачем нужны функции?

Функции являются модулями, из которых создаётся программа. Существуют, по крайней мере, две веские причины использовать функции: во-первых, они существенно упрощают разработку, отладку и поддержку программ, во-вторых, они могут позволить избежать дублирования кода. При грамотном использовании функций в программах отсутствуют запутанные логические конструкции, глубоко вложенные циклы и прочие нежелательные вещи. В конечном счете, использование функций делает программу легко читаемой и понятной даже программисту, который не участвовал в её разработке.

Функция – это часть программы (или подпрограмма), которая решает одну конкретную задачу. Точнее, данное определение относится к грамотно написанной функции, но именно к проектированию таких функций мы и стремимся. Функция может производить какие-то вычисления и возвращать полученный результат, а может просто выполнять последовательность действий и ничего не возвращать. Функция, которая не возвращает значения, в некоторых языках программирования называется процедурой. В объектно-ориентированном программировании функции называются методами.

Функцию часто представляют в виде черного ящика, который принимает что-то на вход и возвращает что-то на выходе.

Функции предназначены для того, чтобы их вызывать, а перед вызовом их требуется определить. Рассмотрим, как это делается. Для примера создадим функцию, которая приветствует пользователя на трёх разных языках.

//Определение функции

void say_hello() {

cout << "Hello!" << endl;

cout << "Bonjour!" << endl;

cout << "Привет!" << endl;

}

int main() {

//Вызов функции

say_hello();

return 0;

}

Разберём подробно эту программу. В данном случае функция не принимает никаких аргументов и не возвращает никакого значения: она просто выполняет некоторые действия, точнее, выводит три приветствия. Фактически мы просто назвали группу из трёх команд

cout << "Hello!" << endl;

cout << "Bonjour!" << endl;

cout << "Привет!" << endl;

именем say_hello(). После этого для выполнения этих команд достаточно вызвать функцию, другими словами, указать её имя, а не писать эти три команды. Таким образом, программа

int main() {

cout << "Hello!" << endl;

cout << "Bonjour!" << endl;

cout << "Привет!" << endl;

return 0;

}

Выполнит те же действия, что и программа

int main() {

say_hello();

return 0;

}

Заметим, что рассмотренная функция say_hello(), работает всегда одинаково. Рассмотрим теперь функцию, которая может работать по-разному от вызова к вызову. Создадим функцию, которая принимает в качестве аргумента целое число n и выводит на экран n звёздочек.

#include <iostream>

using namespace std;

void drawStars(int n) {

for (int i=1; i<=n; i++) {

cout << "*";

}

cout << endl;

}

int main() {

drawStars(10);

drawStars(2);

int x=7;

drawStars(x);

return 0;

}

Следующая функция вычисляет среднее арифметическое трех чисел и возвращает это значение

float average(float x, float y, float z) {

float sum = x+y+z;

return sum/3.0;

}

int main() {

cout << average(1,2,3) << endl;

cout << average(7,5,8) << endl;

cout << average(2,2,2) << endl;

}

Определение функции состоит из нескольких частей:

  • тип возвращаемого значения;
  • название функции;
  • формальные параметры;
  • тело функции;
  • оператор return.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: