Угол зацепления

Геометрия эвольвентного зацепления.

Лекция №9

Рассмотрим общий случай зацепления колес, каждое из которых нарезано с положительным смещением исходного контура. При этом толщина зуба по делительной окружности больше ширины впадины (8.5), (8.6). Поэтому в зацеплении таких колес делительные окружности не соприкасаются (рис.9.1). Радиусы этих окружностей r1 и r2. Начальные окружности радиусов rw1 и rw2 соприкасаются в полюсе Р. Основные окружности, с которыми связаны эвольвентные профили зубьев, имеют радиусы rb1 и rb2. Общая касательная к ним N1N2 проходит через полюс Р. Эта линия является общей нормалью к профилям зубьев, соприкасающимся в точке К, и называется линией зацепления. Угол между линией зацепления и общей касательной к начальным окружностям называется углом зацепления.

Соединим точки N1 и N2 c центрами колес О1 и О2. Полученные углы N1O1P и N2O2P равны углу зацепления, исходя из перпендикулярности их сторон. Из рассмотрения прямоугольных треугольников O1N1P и O2N2P следует

rw1 =, rw2 = (9.1)

C учетом зависимостей (8.3) и (8.4) формулы (9.1) можно записать в виде rw1 = r1 =., rw2 = r2 =.. (9.2)

Рис.9.1

Из рис.9.1 следует, что межосевое расстояние

aw = rw1+rw2, (9.3)

или с учетом (9.2) аw = a. (9.4)

Здесь делительное межосевое расстояние

a = r1+r2 =, (9.5)

где.

Учитывая, что передаточное отношение i12 = =,

а также используя (9.3), радиусы начальных окружностей можно определить по формулам

rw1 = = aw, rw2 = = aw. (9.6)

Поскольку начальные окружности при вращении колес перекатываются друг по другу без скольжения, толщина зуба на начальной окружности одного колеса sw1 равна ширине впадины на начальной окружности другого колеса ew2. Ширину впадины можно определить как разность шага и толщины зуба, а шаг по начальной окружности как отношение длины этой окружности к числу зубьев. Тогда высказанное ранее условие можно записать

sw1 = - sw2. (9.7)

Толщину зуба на начальной окружности можно определить по формуле, аналогичной (8.10) для расчета толщины зуба на окружности вершин sa, если в ней индексы «а» заменить на «w»

sw1 = rw1[ -2(inv], sw2 = rw2[ - 2(invaw - inva)]. (9.8)

Подставив выражения (9.8) в уравнение (9.7), используя при этом формулы для расчета толщины зуба на делительной окружности (8.5) и радиуса делительной окружности (8.3), а также формулы (8.6), после преобразований получим

inv tg (9.9)

где коэффициент суммы смещений

x = x1+x2. (9.10)

Как следует из формулы (9.9), если x = 0, то rw1 = r1, rw2 = r2, aw = a. Если же х >0, то, аw>a.

Необходимо отметить, что условие х =0 соответствует двум вариантам зацепления: х1 = х2 = 0 (нулевое зацепление) и х2 = - х1 (равносмещённое зацепление), отличающимся размерами высоты головок и ножек зубьев.

Радиусы окружностей вершин. Условием для их определения является равенство стандартной величине радиального зазора с = с*m расстояния между

окружностью вершин одного колеса и окружностью впадин другого (рис.9.2). Из этого рисунка следует, что

ra1 = aw - rf 2 - c*m, (9.11)

ra2 = aw - rf1 - c*m. (9.12)

Рис.9.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: