S-O и S-S модели обучения.
Основные направления образования.
Психологические принципы современного образования.
Основные тенденции в современном образовании.
Структура системы образования.
Сущность и принципы системы образования.
План
Лекция 4 КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ (продолжение)
Тема: СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.Система (греч.) –целое, состоящее из взаимосвязанных частей.
Система образования –совокупность образовательных учреждений, построенная и функционирующая на основе общих принципов. В соответствии с Законом «Об образовании» (1992, поправки 1996 год) в эту систему наряду с учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты, а также органы управления образованием. Уровень развития СО определяется:
- развитием производства, т.к. именно оно определяет требования к работнику, к уровню его образованности;
- уровнем развития культуры и науки;
- особенностями форм народного сознания: идеологией, религией, моралью;
- исторический опыт и национальные традиции;
- от политики властных структур.
Закон «Об образовании» РФ определил следующие принципы государственной политики в области образования.
1. гуманистический характер образования, приоритет общественных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, любви к Родине.
2. единство федерального культурного и образовательного пространства; защита национальных культур и региональных культурных традиций (региональный и школьный компоненты);
3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
4. светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных системах;
5. свобода и плюрализм (школы, гимназии, лицеи, колледжи, образовательные центры, занятия по выбору) в образовании;
6. государственно-общественный характер управления образованием.
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ | ||||
ДОШКОЛЬНОЕ | ОБЩЕЕ | ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ | ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ | СПЕЦИАЛЬНОЕ |
ДЕТСКИЕ САДЫ, СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ | НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (1-4); ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ (5-9); ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (10-11) ПРОФИЛЬНЫЕ ШКОЛЫ: ГУМАНИТАРНЫЕ, ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ; С РАННИМ И УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТР. ЯЗ. | НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (ПРОФ. ТЕХ. УЧИЛИЩА); СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (ТЕХНИКУМ, КОЛЛЕДЖ); ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (ВУЗЫ); ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (АСПИРАНТУРА, ОДИНАТУРА) МНОГОПРОФИЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ –УНИВЕРСИТЕТЫ;ПРОФИЛЬНЫЕ: ВОЕНННЫЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, МЕДИЦИНСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И Т.Д. | ОДНОПРОФИЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: МУЗЫКАЛЬНЫЕ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ, СПОРТИВНЫЕ, СЕКЦИИ, СТАНЦИИ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ, ТУРИСТОВ И Т.Д. МНОГОПРОФИЛЬНЫЕ: ЦЕТРЫ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА, БЫВШИЕ ДОМА И ДВОРЦЫ ПИОНЕРОВ; КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕТНРЫ ПРИ МАССОВЫХ ШКОЛАХ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ; ДЕТСКИЕ ДОМА, ИНТЕРНАТЫ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ (ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ, СЛАБОВИДЯЩИХ И ПР.), ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ |
По форме они могут быть: государственными, частными, муниципальными, общественными, религиозных организаций.
Справка: в начале 20 века грамотность российского населения составляла только 33%, в настоящее время в России 70 тысяч общеобразовательных школ (свыше 20 млн. детей).