Условия эффективности педагогических требований

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Применяя разные методы воспитания необходимо учитывать:

- Возрастные и индивидуальные особенности воспитуемого школьника;

- Особенности детского коллектива, в котором находится ученик;

- Конкретные условия, в которых происходит воспитательное воздействие.

Для формирования положительной направленности личности, необходимо, чтобы школьник знал, как надо поступать, хотел совершать положительные поступки, видел, что так поступают значимые для него взрослые и сам упражнялся в правильном поведении. В соответствии с этим выделяют виды педагогического воздействия:

· Словесное воздействие;

· Личный пример воспитателя;

· Упражнение в нравственном поведении.

Словесное воздействие ( убеждение, объяснение, разъяснение ) – важное средство нравственного просвещения, формирования положительных моральных представлений и понятий. У многих школьников имеются незрелые ошибочные идеи (ложное понимание дружбы, мужественности, смелости).

Необходимо преодолевать заблуждения, формировать нравственное сознание (индивидуальные и коллективные беседы, лекции, диспуты).

ü Педагогическое требование должно быть доведено до логического конца;

ü Педагогическое требование должно носить позитивный характер и лишь в исключительном случае - характер запрета, которое используют, когда ребенку угрожает опасность;

Положительные требования содержат указание на деятельность, которую следует выполнить, реализуют энергию ребенка в позитивное начало, а отрицательные – перекрывают выход.

Отрицательные требования не указывают, что нужно делать, а лишь накладывают запрет на деятельность.

ü Педагогическое требование должно быть инструктивными (одновременно с требованием дается инструкция).

ü Педагогическое требование должно быть доступным пониманию ребенка на данном этапе его развития.

ü При предъявлении требования, следует опираться на положительные качества воспитанника, которые обеспечивают успех деятельности.

ü Замечание лучше осуществлять в виде «Я-сообщений». Воспитатель не дает отрицательную оценку, а выказывает свое отношение к нему.

ü Отрицательную оценку лучше давать наедине, без свидетелей. Эффект поощрения возрастает при его публичности. Используя похвалу публично, не противопоставлять ребенка другим!

ü Ни поощрения, ни наказания не должны запаздывать, т.к. ребенок до 11-12 лет легко забывает о своих поступках.

ü Прежде, чем наказывать ребенка, необходимо разобраться в мотивах поступка.

ü Наказывать лучше лишением доли поощрения.

ü Поощрение и наказание должно быть достаточно значимым для ребенка.

ü Необходимо объяснять причины наказания или поощрения.

ü Наказание не должно быть частым, иначе станет привычным.

ü Любые положительные изменения после наказания должны поощряться.

ü При коллективном проступке должна определяться вина каждого. При поощрении – коллектива, необходимо отмечать вклад каждого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: