ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Применяя разные методы воспитания необходимо учитывать:
- Возрастные и индивидуальные особенности воспитуемого школьника;
- Особенности детского коллектива, в котором находится ученик;
- Конкретные условия, в которых происходит воспитательное воздействие.
Для формирования положительной направленности личности, необходимо, чтобы школьник знал, как надо поступать, хотел совершать положительные поступки, видел, что так поступают значимые для него взрослые и сам упражнялся в правильном поведении. В соответствии с этим выделяют виды педагогического воздействия:
· Словесное воздействие;
· Личный пример воспитателя;
· Упражнение в нравственном поведении.
Словесное воздействие ( убеждение, объяснение, разъяснение ) – важное средство нравственного просвещения, формирования положительных моральных представлений и понятий. У многих школьников имеются незрелые ошибочные идеи (ложное понимание дружбы, мужественности, смелости).
Необходимо преодолевать заблуждения, формировать нравственное сознание (индивидуальные и коллективные беседы, лекции, диспуты).
ü Педагогическое требование должно быть доведено до логического конца;
ü Педагогическое требование должно носить позитивный характер и лишь в исключительном случае - характер запрета, которое используют, когда ребенку угрожает опасность;
Положительные требования содержат указание на деятельность, которую следует выполнить, реализуют энергию ребенка в позитивное начало, а отрицательные – перекрывают выход.
Отрицательные требования не указывают, что нужно делать, а лишь накладывают запрет на деятельность.
ü Педагогическое требование должно быть инструктивными (одновременно с требованием дается инструкция).
ü Педагогическое требование должно быть доступным пониманию ребенка на данном этапе его развития.
ü При предъявлении требования, следует опираться на положительные качества воспитанника, которые обеспечивают успех деятельности.
ü Замечание лучше осуществлять в виде «Я-сообщений». Воспитатель не дает отрицательную оценку, а выказывает свое отношение к нему.
ü Отрицательную оценку лучше давать наедине, без свидетелей. Эффект поощрения возрастает при его публичности. Используя похвалу публично, не противопоставлять ребенка другим!
ü Ни поощрения, ни наказания не должны запаздывать, т.к. ребенок до 11-12 лет легко забывает о своих поступках.
ü Прежде, чем наказывать ребенка, необходимо разобраться в мотивах поступка.
ü Наказывать лучше лишением доли поощрения.
ü Поощрение и наказание должно быть достаточно значимым для ребенка.
ü Необходимо объяснять причины наказания или поощрения.
ü Наказание не должно быть частым, иначе станет привычным.
ü Любые положительные изменения после наказания должны поощряться.
ü При коллективном проступке должна определяться вина каждого. При поощрении – коллектива, необходимо отмечать вклад каждого.