Основания прекращения экологических правоотношений.
Содержание экологических правоотношений.
Субъекты и объекты экологических правоотношений.
Экологические правоотношения, понятие и виды.
Экологические правоотношения.
Лекция 4.
Контрольные вопросы.
1. Назовите основные объекты охраны окружающей среды.
2. Укажите субъектов в сфере охраны окружающей среды.
3. Назовите основные группы объектов охраны окружающей среды.
4. Перечислите основные признаки и функции окружающей среды.
5. Перечислите виды объектов окружающей среды.
6. Назовите, что относится к природным объектам.
7. Назовите, что относится к природным ресурсам.
8. Назовите, что относится к природным комплексам.
9. Назовите, что относится к природным ландшафтам.
Рассматривая содержание экологических правоотношений, необходимо представлять, что такое «экологическое правоотношение» и каковы его виды?
Экологические правоотношения - это возникающие отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, урегулированные нормами экологического и смежных отраслей права.
|
|
Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям:
- по субъектам, то есть участникам экологических правоотношений;
- их объектам;
- степени правовой охраны и др.
Нас в данном случае больше всего интересует классификация экологических правоотношений по их объектам, нашедшая достаточно четкое определение в действующем законодательстве. Так, в соответствии со статьей 4 Закона «Об охране окружающей среды» следует различать правовые отношения в сфере:
-естественных экологических систем и озонового слоя атмосферы;
-земельных, горных, водных, лесных отношений, отношений по поводу использования и охраны атмосферного воздуха, озонового слоя атмосферы и околоземного космического пространства, животного мира, микроорганизмов, генетического фонда, природных ландшафтов;
-особо охраняемых природных объектов (заповедников, заказников, национальных природных парков и др.).
Основаниями возникновения данных экологических правоотношений служат юридические факты. В сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды имеет значение подразделение их на:
- события и
- действия.
Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека. Это стихийные бедствия, лесные пожары, извержения вулканов, наводнения и т.п. Они не всегда выступают как чисто природные явления и довольно часто являются следствием непродуманной деятельности человека. Некоторые стихийные бедствия, возникнув по чисто естественным причинам, усугубляются бездействием органов государства, в то время как последние обязаны проводить предупредительные меры, снижающие вредное воздействие разрушительных сил природы.
|
|
Действие является наиболее распространенным основанием возникновения экологических правоотношений, поскольку антропогенная деятельность на современном этапе является основным источником причинения вреда природной среде, а через нее и человеку. Действия проявляются через поступки людей. В этом смысле их можно подразделить на:
- позитивные и
- негативные.
Позитивное поведение человека как участника экологического правоотношения означает выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона. Сообразно двум формам взаимодействия общества и природы такие действия можно подразделить на: 1) использование природных ресурсов и 2) охрану окружающей природной среды, т.е. на экономические действия, оказывающие влияние на природную среду, и
экологические действия, которые нейтрализуют вредные последствия указанной деятельности.
Негативное экологическое правоотношение имеет место тогда, когда нарушаются экологические предписания, причиняется вред природной среде и здоровью человека. Такие юридические факты становятся экологическими правонарушениями. Негативные экологические правоотношения формируют институт эколого-правовой ответственности, о котором подробно будет сказано ниже.
Субъекты экологических правоотношений.
Субъектами экологических правоотношений, то есть их участниками, являются граждане, юридические лица, государственные органы. Степень и характер их участия в экологических правоотношениях далеко не одинаковы. Так, если граждане и юридические лица выступают во многих случаях как потребители природных ресурсов, что, конечно, не исключает, а напротив, предполагает их большую роль в их охране и рациональном использовании, то государственные органы осуществляют регулирование рационального использования и охрану окружающей природной среды.
В Конституции РФ записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Государство гарантирует защиту, экологических прав человека и гражданина. Из этих положений следует, что непременным участником экологических правоотношений является государство, как субъект, в лице своего компетентного органа. Государство остается субъектом экологических отношений и тогда, когда природные ресурсы на законных основаниях становятся собственностью юридических или физических лиц, либо передаются им во владение, постоянное или временное пользование, аренду.
С другой стороны, субъектом экологических отношений становится юридическое или физическое лицо, воздействующее на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны. Такими субъектами являются граждане, в том числе иностранные, и хозяйствующие субъекты.
Хозяйствующими субъекты в данном случае являются предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, Осуществляющие общее или специальное природопользование.
Государственные органы в составе экологического правоотношения выступают в качестве носителей полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды. По смыслу закона, они не должны заниматься хозяйственной деятельностью по использованию природных ресурсов, не могут совмещать в одном лице функции руководства эксплуатацией природных ресурсов и обязанность осуществлять государственный контроль за использованием и охраной природной среды.
|
|
Государственные органы определяют порядок и условия использования и охраны окружающей природной среды и ее отдельных объектов. Хозяйствующие субъекты, граждане, в том числе иностранные юридические и физические лица, несут на себе обязанности по выполнению экологических предписаний.