Тема. Тактика и психология допроса
Тоже неотложное с/д, если лица могут дать очень важную информацию для расследования.
Допрос – с/д, получение в установленном законе порядке показаний от любых лиц о любых об-вах, которые имеют значение для расследования преступления.
Это самое распространенное с/д.
Конфабулянты – психи, которые выдают информацию, патологически не верную. Они всегда склонны лгать и изворачиваться.
Ин-ция может быть правдивой (с точки зрения допрашиваемого, он может заблуждаться), но не достоверной.
Классификация допроса:
- свидетели
- потерпевшие
- подозреваемые
- обвиняемые
- эксперты
- малолетние
- несовершеннолетние
- взрослые
- пожилые
- лица старческого возраста
Не могут быть свидетелями: судья, присяжный, адвокат, защитник, священнослужитель, член СФ или ГД.
Свидетельский иммунитет: отказ свидетельствовать против себя, своего супруга, других близких родственников (сестры, братья, усыновленные и усыновители, кончая внуками).
4 стадии допроса:
Сначала составляется план допроса (в том числе перечень вопросов и их последовательность), план должен быть динамичным
1) Подготовительная (предварительная) часть.
Вызов лица, выяснение всех данных о лице (анкетных, его взаимоотношения с другими лицами), это нужно для установления психологического контакта
2) Стадия свободного рассказа
Не нужно прерывать, сам рассказывает, что видел
3) Вопросно-ответная стадия
Самая ответственная стадия. Нужно фиксировать все вопросы и все ответы на них сразу. Здесь идет предъявление доказательств
Виды вопросов: ст 189 – запрет задавать наводящие законы (впервые), в остальном следователь свободен в выборе тактики допроса
- уточняющие (в какой одежде, какой рост, походка)
- дополняющие
- конкретизирующие (кто что делал из соучастников)
- контрольный вопрос (сл-ль переспрашивает о том, что уже было сообщено)
- напоминающий вопрос (сл-ль напоминает о том, что сказал допрашиваемый на прошлом допросе, и почему в этот раз он говорит по-другому; это не наводящий вопрос, а объяснение своих показаний)
4) Фиксация показаний
Правило: сначала надо допросить того, кто может дать самую полезную информацию; после них тех, кто может забыть информацию
Зависимость между свидетелем и преступником: если вовремя не допросить, то потом свидетель может изменить показания под воздействием преступника
Психологиядопроса
Допрос – это особая регламентированная законом специфическая форма общения,
которая может протекать в форме сотрудничества, кооперации, противоборства, психологической борьбы, особого рода конкуренции интересов (особенно при участии защитника/адвоката, ему может быть не нужна истина, а надо защитить)
3 момента
1) Установление психологического контакта – наиболее благоприятная атмосфера психологическая, при которой сл-ль получает информацию от допрашиваемого, это уровень взаимоотношений на допросе, когда участвующие лица готовы, могут и желают воспринимать исходящую друг от друга информацию.
Понятие пространственной дистанции (лучше сидеть не напротив себя, а наискосок рядом, важна и дистанция между ними.
Нужна вежливость и уважительность к человеку, объективность (непредвзятость), нужно не показывать, что что-то показывается неправдимым, ничего не надо обещать (свидание), нужно уметь снимать напряжение
2) Психическое воздействие (рефлексивное управление, психологическая манипуляция)
3) Психология формирования показаний
Стадии:
- восприятие информации следователем, в основе лежат ощущения (дистантное и осязательное ощущение), объективные факторы и субъктивные факторы наблюдения и восприятия события
- запечатление и сохранение информации
- сохранение во времени происшедшего события, зависит от вида памяти.
Эмоциональная память (запомнили, потому что произвело впечатление), образная память (запомнили картину, как часть к/ф), словесно-логическая (запомнили связи, цифры, диалог), двигательная память (как и что делали люди при этом событии).
Понятие забывания – детали улетучиваются: реминисценция (любая информация, не обработанная психикой со временем, в результате эмоционального/интеллектуального/физического напряжения исчезает из памяти, человек не может воспроизвести; особенно характерно для несовершеннолетних, потерпевших) и подмена действительного обычным (пробел заполняется обычными представлениями)
Нужно предупреждать об от-ти.
Свидетели-очевидцы активные (пытался вмешаться, повлиять), пассивные: видел издалека и не мог вмешаться; мог вмешаться и повлиять, но не повлиял. Показания этих трех типов очевидцев разные
Ассоциации – оказание допрашиваемому помощи в преодолении недостоверной инфы или в воспоминании забытых фактов и об-в. Виды ассоциаций:
- по времени (соотношение программы по ТВ с временем события)
- в пространстве
- по сходству (похожесть на актера, на национальность)
- сходство по контрасту (черный-белый, высокий-низкий, толстый-тонкий)
o Произвольное запоминание – хочет специально запомнить
o Непроизвольное запоминание – не специально хочет запомнить, а под влиянием эмоций запоминает, его это потрясло
Формирование показаний:
1) оказание помощи
2) Ассоциации
3) Альбом с марками машин
4) Телефонный справочник с фамилиями (медленно полистать)