Целевые ориентиры организации: общая характеристика

В определении организации обращается внимание на то, что она является процессом и результатом взаимодействия людей по достижению общих целей. Цельидеальный образ желаемого результата. У каждого участника взаимодействия этот желаемый результат может быть не похож на тот, который есть

у его партнеров. Отсюда задача менеджмента согласовать цели всех, кто причастен к деятельности организации. Это – непростая задача, поскольку люди, во-первых, не всегда осознают целевые ориентиры своей деятельности и умеют их четко формулировать; во-вторых, целевые ориентиры могут находиться не только в индифферентных (безразличных) друг к другу отношениях, но и противоречить (конфликтовать из-за ограниченных ресурсов); в-третьих, участников взаимодействия много и у них имеются свои представления о желаемом для организации; они с разной степенью активности влияют на формирование целевой картины организации.

Кто и что влияет на постановку целей? Источников несколько:

- цели могут задаваться «логикой» определенной деятельности (например, цели коммерческой организации - логикой борьбы на рынке; цели отдела – его местом в функциональной структуре).

- цели могут быть обусловлены внешними обстоятельствами, то есть совокупностью факторов, влияющих на деятельность организации и ограничивающих ее (государственный заказ, запрос потребителей);

- цели определяются создателями (учредителями, владельцами) организации.

Целевые ориентиры – систематизирующий фактор организации, так как определяют направления ее деятельности, состав, структуру, взаимодействие между компонентами; являются посредниками между организацией и внешней средой; выступают в роли основы критериев при принятии управленческих решений и оценки эффективности деятельности.

Целевая картина организации: классификация целей.

По отношению к целям организации используются метафоры «целевая картина», «палитра целей». Из каких «красок» состоит эта палитра?

 
 
Целевая картина – совокупность представлений, утверждений, которая информирует и ориентирует всех, кто связан с организацией о ее предназначении, определенном типе стратегического поведения, общих и частных ожидаемых результатах деятельности


В состав целевых ориентиров организации включают: идеалы, видения, миссию, кредо, системы целей, сгруппированные по определенным критериям. Своеобразной инфраструктурой целевых ориентиров являются основные правила (выработанные в процессе взаимодействия критерии и ценности, имеющие универсальный для данной организации характер), методы и средства достижения целей: стратегии, политики, тактики, операции. Если цель ориентирует на то, что должно быть в результате деятельности, то стратегии и тактики на то, как и спомощью чего эти результаты будут получены. Следует отметить, что целевые ориентиры формируются под влиянием определенных воззрений на мир, социальных норм, ценностных предпочтений, установок, имеющихся ресурсов, определяющих возможности и ограничения достижения желаемого.

В зависимости от типа организации и ее организационно-правовой формы номенклатура целей имеет свои особенности. Для государственных организаций характерны цели более разнообразные, социально и политически мотивированные (к примеру, обороноспо­собность, общественная безопасность, чистая природная среда, лучшие условия жизни для бедных и безработных).

Цели коммерческойорганизации ориентируют деятельность в четырех сферах:

- доходы и факторы их обеспечивающие (прибыльность, рентабельность, доход на акции, положение на рынке, производительность, финансовые ресурсы, мощности, инновационные технологии);

- работа с клиентами (учет интересов покупателей, скорость обслуживания, количество жалоб и рекламаций);

- потребности и благосостояние сотрудников (организация и управление, развитие человеческих ресурсов и культуры организации);

- социальная ответственность (оказание помощи обществу).

В качестве критериев классификации целей используются следующие:

- организационно-функциональная направленность (маркетинг, производство, ресурсы; финансово-экономическая; инновационная деятельность; социальная и социальной ответственности);

- управленческо-функциональные (цели планирования, организации, мотивации, принятия решений, контроля);

- временная продолжительность (долгосрочные, средне- и краткосрочные);

- степень значимости (стратегические, тактические, оперативные цели);

- очередность реализации (особо приоритетные, первоочередные, приоритетные, отсроченные);

- связь с жизненным циклом организации (проектирования, развития, устойчивого функционирования, завершения);

- стереотипные (повторяющиеся) и адаптивные (разовые); и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: