В организационной деятельности используется информация различных типов и видов. По области применения различают управленческую, производственно-технологическую и техническую информацию. По уровням управления можно выделять информацию для руководителей и для специалистов. По функциональной направленности – планирующую, учетную, контролирующую, нормативно-справочную, организующую, отчетно-статистическую. По отношению к времени – информацию о прошлых событиях, настоящих и будущих.
В соответствии с определенными критериями выделяются виды управленческой информации:
– по уровню неопределенности: | низкая – средняя – высокая – сверхвысокая |
– по направленности воздействия: | внутренняя – внешняя |
– по масштабам воздействия: | общая – частная |
– по разработке и реализации: | импульсивная – рисковая – уравновешенная – инертная |
Основными характеристиками информации являются:
- объем (избыточность, оптимальность, недостаточность);
- достоверность (абсолютная, доверительная негативная);
|
|
- ценность (нулевая, среднего уровня, высокого уровня, сверхвысокого);
- насыщенность (высокая, нормативная, низкая);
- открытость (секретная, конфиденциальная, публичная).
Используют также такие характеристики, как актуальность, ясность, упорядоченность по степени важности. Цель информационного обеспечения управления – получение на базе собранных исходных первичных данных вторичной, обработанной информации, служащей основой для принятия управленческих решений. Поэтому основными требованиями к управленческой информации являются: актуальность, своевременность, достоверность, достаточность, надежность, многократность использования, высокая скорость сбора и обработки, правовая корректность, адресность, возможность кодирования. Минимизация указанных характеристик и не соблюдение требований приводит к дезинформации. Достижение максимального значения всех характеристик информации приводит к повышению устойчивости функционирования организации.Это – общий закон организации.
В теории организации и организационного поведения к специфическим законам, связанным с восприятием информации, относят:
закон установки – более полно воспринимается та информация, на которую человек настроился и к которой приготовился;
закон восприятия и запоминания информации – процесс запоминания информации реализуется наиболее эффективно, если он приближен к процессу мышления;
закон эффективного осмысления – первая информация, о каком-либо событии, поступившая к человеку, является более устойчивой, чем повторная о том же событии. Эффективное осмысление нового зависит от наличия у человека большого объема знаний или информации по данной тематике.