Законодательные и иные НПА как источники экологического права

05.10.2011.

Поянтие и виды источников экологического права

Источники экологического права

Судебная практика:

§ Постановление КС от 7 июня 1995 года по делу о проверке конституционности Указа Президента «О гос поддержке, структурной перестройке и конверсии атомной промышленности в г. Красногорск Красноярского края»;

§ Постановление Пленума ВС РФ № 14 от 5 ноября 1998 года в ред. ПП ВС от 6 февраля 2007 года №7 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»;

§ Постановление Пленума ВАС от 21 октября 1993 года № 22 в ред. ПП ВАС от 10 апреля 2000 года №4 «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР об охране окружающей среды»

Источники права- это форма выражения конкретных норм права. Это также собственно источник: взаимопонимание соотношения права и законодательство как форму существования норм.

Особенности источников: связаны с особенностями объектов, норм, правовых отношений. Среди них большое значение имеют такие виды источников, как нормативные договоры, прежде всего, международные договоры. Есть специфические источники: специальные нормативные договоры как процесс оформления отношений между федеральным центром и субъектом федерации.

Здесь нужно различать источники экологического права в узком и в широком смысле этого слова.

2.Конституция как источник экологического права (Конституционные основы экологического права)

Любая Конституция выполняет определенные функции:

Ø Идеологическая: формирование мировоззрения. Статья 9 КРФ -«Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Эта норма содержит две нормы:

§ Природные ресурсы охраняются как условия жизни

§ Используются как основа деятельности (прежде всего, производственной).

Земля обладает двумя характеристиками:

a) Служить средством производства

b) Служить пространством, базисом для зданий, сооружений.

Если природный ресурс утрачивает свои свойства, то он теряет свою ценность. В этой связки важным являются природные характеристики ресурса. Это и отражено в статье 9 Конституции.

Ø Учредительные. Конституция позволила учредить:

a) Экологические права и обязанности граждан

b) Институт экологической ответственности

c) Система экологической безопасности

Ø Правовые

Конституция выполняет идеологическую функцию. Конституция в плане развития экологических отношений сделала большой шаг вперед, поместив статью 9. Природные ресурсы- это основа жизни, и природные ресурсы- это основа деятельности.

По концепции ГК природные ресурсные рассматриваются как вещь. Это может принести плохой результат.

Ценность природных ресурсов предопределяется не экономической ценностью, а функцией природных объектов. Они ценны только тогда, когда выполняют определенные функции.

Учредительская функция конституции. учреждаются такие институты, которые либо не существуют либо существуют в зачаточном состоянии. В экологической сфере есть следующие позиции:

1) Экологические права и обязанности граждан, общественных объединений. Есть статья 18-смысл и содержание законов, их применение, определяются правами и свободами человека и гражданина. В соответствии со ст. 42 каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Ø Право на достоверную информацию. Недостоверная, неполная информация не позволяет правильно сориентироваться. Право на благоприятную окружающую среду не будет реализована без информации об окружающей среде.

Ø Право на возмещение вреда, причинённого экологическим правонарушением. Такой вред имеет специфику. Это особый институт экологического права.

2) Институт ответственности за экологические правонарушения: УК (Глава 26), Коап (Глава

3) Законодатель учреждает в конституции статью 72- взаимодействие трёх форм регулирования. Взяли за критерий объекты и цели. Есть отличие между использованием природных ресурсов их охраной.

Юридическая функция конституции- когда Конституция дает толчок развитию законодательства. Это законодательство- один из примеров использования Конституции. Общее количество нормативных актов охраны окружающей среды- с 93 года увеличилось количество актов в 12 раз. На момент принятия Конституции существовало 117 нормативных актов, а сейчас 1446. Это свидетельство того, что необходима новая кодификация законодательство. Сейчас законо174, а было 28. Во многом это произошло, что конституция задала некие рамки.

Организаторская функция Конституции- Конституция заложила подходы для формирования системы государственных органов, общественных организаций.

См. по учебнику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: