Занятие 1. Философия Древнего Востока
Литература
Основная
Алексеев П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: Проспект, 2010. – 588 с.
Губин В. Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. – М.: Проспект, 2011. – 332 с.
Канке В. А. Философия: исторический и систематический курс / В. А. Канке. – М.: Логос, 2010. – 375 с.
Новая философская энциклопедия / под ред. В. С. Стёпина [ и др. ]. – В 4 т. – М.: Мысль, 2010.
Спиркин Г. А. Философии 6 учебник для вузов / Г. А. Спиркин. – М.: Гардарики, 2009. – 735 с.
Философия: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: Юрист, 2009. – 561 с.
Дополнительная
Алексеев А. П. Образная ткань философского произведения (К вопросу о сопоставлении философии и литературы) / А. П. Алексеев // Вопросы философии. 2011. № 11. С. 37 – 46.
Груздева Е. Н., Калмыкова В. В. «Властелин колец» как миф постиндустриального, сетевого и информационного общества / Е. Н. Груздева. В. В. Калмыкова. // Вопросы философии. – 2011. – № 8. – С. 75 – 84.
Бабихин В. В. Чтение философии / В. В. Бабихин. – СПб.: Качка, 2009. – 536 с.
|
|
Дугин А. Постфилософия: Три парадигмы в истории мысли / А. Дугин. – М.: Евразийское движение, 2009. – 703 с.
Ильенков Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Модэк, 2009. – 807 с.
Мамардашвили М. К. Философские чтения / М. К. Мамардашвили. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – 832 с.
Постнеклассика: Философия, наука, культура / под ред. Л. П. Киященко, В. С. Степина. – СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2009. – 671 с.
Столович Л. Н. Философия и юмор / Л. Н. Столович // Вопросы философии. – 2011. – № 7. – С. 58 - 68.
Тема 2. Философия Древнего мира (4 часа)
1. Истоки и специфика древневосточной философии.
2. Основные философские школы Древней Индии.
3. Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.
· Веды как источник индийской культуры и философии
· Проблема смысла жизни в учении буддизма.
· Социально-философские проблемы в концепциях моизма и легизма.
Анализируя первый вопрос, полезно сравнить философию Древнего Востока с античной философией по таким параметрам как: отношение к мифологии, центральная проблематика, связь с религией и наукой. Подобный анализ поможет студенту глубже понять не только специфику восточной философии, но и причины различий в последующей эволюции Восточной и Западной культур.
Подготовку второго вопроса целесообразно начать с уяснения той роли, которую в философии (и культуре в целом) Древней Индии играют Веды. Необходимо понять, что в этих текстах содержатся главные мировоззренческие категории индийской философии (майя, карма, йога, нирвана и пр.), и что именно отношение к ведическому знанию разделило все древнеиндийские философские школы на ортодоксальные и неортодоксальные. Из последних особое внимание стоит уделить буддизму, ставшему к 1 веку н.э. мировой религией, и чарвакам - единственной материалистической школе в индийской культуре того периода.
|
|
При изучении третьего вопроса акцент следует сделать на осмыслении этико-политической направленности древнекитайской философии (в отличие от древнеиндийской). Необходимо также обратить внимание на различия между конфуцианством (рациональном типе философствования, близким к европейскому) и даосизмом (представителем типично восточного иррационалистического мировоззрения).