Литература
Основная
Алексеев П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: Проспект, 2010. – 588 с.
Светлов В. А. Философия /В.А. Светлов. – м.: Питер, 2011. – 304 с.
Спиркин Г. А. Философии 6 учебник для вузов / Г. А. Спиркин. – М.: Гардарики, 2009. – 735 с.
Философия: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: Юрист, 2009. – 561 с.
Дополнительная
Зотов А. Ф. Мышление, знание, рациональность / А. Ф. Зотов // Грани познания: Наука, философия, культура в XXI веке: В 2 кн. – М., 2007. – Кн. 1.
Илларионов С. В. Теория познания и философия науки / С. В. Илларионов. – М.: РОССПЭН, 2007. – 535 с.
Мамардашвили М. К. Стрела познания: [ сб. ] / М. К. Мамардашвили. – М.: Тайдекс Ко, 2004. – 262 с.
Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы / Л. А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 624 с.
Кармин А. С. Философия: учебник для вузов / А. С. Кармин Г. Г. Бернацкий. – СПб.: Питер, 2009. – 558 с.
Меркулов И. П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход) / И. П. Меркулов. – СПб.: РХГИ, 2003. – Т. 1. – 472 с.
Родзинский Д. Л. Природа ума человека в философских мировоззрениях. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. – 264 с.
|
|
Тимофеев С. Л. Понятие вероятностного знания / С. Л. Тимофеев // Теория и история. – Красноярск, 2007. – №1. – С. 97 - 104.
Тростников В. Вера и разум: Европейская философия и ее вклад в познание истины / В. Тростников. – М.: Грифон, 2010. – 223 с.
Философия познания: сб. ст. / под ред. Т. Г. Щедриной. – М.: РОССПЭН, 2010. – 663 с.
Щукарев А. Н. Проблемы теории познания: В их приложении к вопросам естествознания и разработки его методов / А. Н. Щукарев. – М.: КомКнига, 2007. – 138 с.
Философия: учебник для вузов / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – М: Юрайт, 2011. – 495 с.
Тема 11. Философия и методология науки (2 часа)
1. Наука как особый вид познавательной деятельности человека, ее характерные черты.
2. Проблема обоснования научности знания. Верификация и фальсификация.
3. Эмпирическое исследование, его формы и методы.
4. Специфика и основные формы теоретического познания. Научная гипотеза и теория.
5. Закономерности развития науки.
· Свобода научного творчества и социальная ответственность ученого.
· Роль научных революций в истории науки.
· Значение философии в развитии науки.
· Специфика социально-гуманитарного познания.
· Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки.
При подготовке к первому вопросу надо четко осознавать, что научное познание – не единственный способ, каким люди получают знания об окружающем мире. Поэтому студенту необходимо усвоить основные черты научного знания (объективность, системность, обоснованность, проверяемость и пр.) и опираясь на эту информацию сравнить науку с искусством, религией, философией, обыденным знанием и т.п.
|
|
Второй вопрос семинара посвящен одной из важнейших проблем в науке - методам и способам обоснования научности той или иной теории. Студенту следует вспомнить, что логический позитивизм в свое время для решения этой проблемы выдвинул принцип верификации, а один из основателей постпозитивизма К.Поппер – принцип фальсификации. Стоит также подумать над вопросом о доказательстве как способе обоснования научного знания, его разновидностях в различных науках.
В третьем и четвертом вопросах студенту предлагается проанализировать структуру науки как деятельности по получению новых знаний. В этом аспекте выделяются два уровня научного исследования – эмпирический, главной задачей которого является получение научных фактов, и теоретический, нацеленный на разработку научных теорий. В процессе изучения материала, следует обратить внимание на различия в методах познания, которые применяются в эмпирическом и теоретическом познании, а также на взаимосвязь двух уровней научного исследования в реальной практической деятельности ученого, которая проявляется, в частности в «теоретической нагруженности» фактов.
В ходе изучения пятого вопроса, студент должен понять, что в ходе своего развития наука не просто наращивает объем полученной информации, а качественно ее перерабатывает, в результате чего возникают новые науки, появляются оригинальные научные теории. Следует также поразмыслить о соотношении эволюционного развития и революций в науке, продумать ответ на вопрос о причинах развития научного знания, акцентировав внимание на таких понятиях как «интернализм» и «экстернализм».