Функции педагогической деятельности

Профессионализм в деятельности педагога

Деятельность педагога на протяжении многих веков, прежде всего, отличало знание того, чему он учил (учебного предмета, ремесла, искусства). В настоящее время вследствие научного и технического прогресса знание своего предмета перестало быть единственным основным признаком квалификации педагога.

В обществе появилось много таких образованных людей, которые по знанию предмета могут быть равными педагогу или даже иметь более глубокие и разносторонние знания. Например, выпускники физического факультета университета, который готовит учителей физики, знают все отрасли физики лучше, чем выпускники такого же факультета пединститута. Следовательно, знание предмета является само собой разумеющимся требованием к современному педагогу, которое не совсем полно характеризует его профессиональную квалификацию.

В прошлом педагога отличало, прежде всего, то, что он был для учащихся главным источником знаний. Функция информатора - передатчика в преподавательской деятельности сохранилась и сейчас. Но современный учащийся еще до поступления в школу, а в последствии помимо нее получает огромную содержательную информацию из книг, журналов, газет, радио, кино, телевидения. Следовательно, функцию педагога как передатчика знаний уже нельзя считать основной. И в будущем она будет ослабевать.

Обе названные функции (носитель и передатчик знаний) в деятельности современного педагога имеют место, но они не характеризуют его профессионализм.

Профессионализм педагога состоит в том, что педагог знает, как учить и воспитывать, какие применять методы и средства, т.е. как решать педагогические задачи.

Первой, основной функцией педагога, в которой наиболее полно выражается его профессионализм, является функция руководителя, организатора в лабиринте знаний, умений и навыков.

Вторая функция педагога - отобрать знания, необходимые учащимся и приобщить учащихся к ним. Педагог должен знать потребности, тенденции общественного развития, основные требования, предъявляемые человеку обществом. Уровень знаний педагога должен соответствовать общей системе научных знаний по специальности и системе знаний, отобранных в учебные планы и программы для сообщения их учащимся.

Структура знаний педагога определяет структуру знаний учащихся. Это экспериментально проверено в сравнительном исследовании известного педагога В.А.Крыловой, проведенном на студентах первого курса и школьных учителях, занимавшихся на курсах повышения квалификации. В грамматическом разборе предложений и переводе школьные учителя немецкого языка (78 человек) и студенты первого курса (75 человек) сделали одни и те же ошибки. Исследования другого педагога Л.Г.Соколовой обнаружило, что способы решения задач учениками и их учителями физики одинаковы.

Третья функция педагога - превращение объекта воспитания, учащегося, в субъект самовоспитания, самообразования и саморазвития. Для этого необходимо уметь формировать у учащихся потребность в самовоспитании, научить их самостоятельно формулировать соответствующие задачи и решать их.

Воздействие педагога на учащихся может быть: прямым (педагог - учащийся), косвенным (педагог - авторитетный помощник - учащийся). Авторитетным помощником может быть: книга, коллектив, актив группы, семья, другой педагог.

Все названные функции педагога замыкаются на объекте педагогической деятельности - учащемся. Профессионализм педагога заключается в умении как можно полнее реализовать все функции своей деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: