Тема 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
Цели, функции и уровни исполнительной власти
Цели исполнительной власти:
1) обеспечение безопасности личности, общества, государства;
2) создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;
3) создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;
4) защита человека от противоправных посягательств. Функции исполнительной власти:
1) исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;
2) правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
3) социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;
4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
5) регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;
6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;
7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.
Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Признаки отрасли административного права:
• является одной из основополагающих отраслей публичного права;
• представляет собой совокупность юридических норм;
• имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;
• имеет свой метод правового регулирования;
• обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;
• имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.
Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.