Представления о природе

Развитие науки в Западной Европе.

Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика (философское учение обосновающее и защищающее христианство) и патристика (философские учения «отцов церкви»). Наиболее-ярким представителем патристики был Августин Блаженный (354–430). Его основными работами являются: «Град божий», «Град человеческий», «Исповедь». Для Августина «истинная философия и истинная религия – одно и то же». Обоснование христианства он пытался найти в философии Платона. В основу его учений были положены следующие тезисы. 1) Бог создал мир из ничего. 2) Имеется два противоположных вида человеческой деятельности – «град земной», т.е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до абсолюта, презрения к Богу», и «град божий» – духовную общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе». Августин выдвигает проблему свободы личности, он считал, что субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. А бытие Бога можно вывести из самосознания человека, из самодостоверности человеческого мышления. Фома Аквинский вводит категории материя и форма. При этом материя рассматривается как возможность, а форма – как действительность. Используя основные идеи Аристотеля о форме и материи, Фома Аквинский всецело подчиняет им учение религии. Ничто материальное без формы не существует, а форма зависит от высшей формы или «формы всех форм» – Бога. Бог же существо чисто духовное. Только для телесного мира необходимо соединение формы с материей. Познание этого процесса может достигаться только за счет веры, физика — является лишь вспомогательной наукой религиозной метафизики, природа — иллюстрацией истины божественного откровения.

Представление о природе в этот период опиралось на ветхозаветное сказание о сотворении мира: мир создан богом, он - реальное воплощение его идей; все явления природы это проявление божественного промысла. Для античных философов природа — действительность, для ученого из средневековья — лишь символ божества. Учение о природе опиралось на идею миропорядка, выражающего божественный замысел. Так в учении Раймунда Сабундского образ мира - единое, логически стройное целое. В нем познается замысел творца, создавшего природу для человека. Утверждая, что «все вещи в мире созданы для человека, и день, и ночь работают на человека, и постоянно служат ему», что «вселенная устроена столь чудесно для человека и ради человека, и на пользу ему». Признание реальности мира во времени и пространстве сочеталось с уверенностью, что за этим несовершенным миром вещей существует мир трансцендентный, и именно он составляет предмет и цель изучения природы». Поэтому мир символов для средневекового человека представлялся более реальным, чем земной, ощущаемый. Символическое видение мира — одна из характерных черт средневекового мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: