Основные направления теории финансов

Основные направления в теории финансов по вопросу о ро­ли государства в развитии общества определены классиками политэкономии А. Смитом (1723—1780) и Д. Рикардо, (1772—1823) и английским экономистом Дж. Кейнсом (1883—1946) и их после­дователями.

1. Суть концепции основоположников классической полит­экономии А. Смита и Д. Рикардо сводилась к невмешательству государства в экономику, сохранению свободной конкуренции, отведению главной роли в регулировании хозяйственной жизни общества рыночным механизмам. Следуя этим принципам, фи­нансовая политика до конца 20-х годов двадцатого столетия на­правлялась на ограничение государственных расходов и налогов и на обеспечение равновесного (сбалансированного) бюджета государств. В соответствии с этими целями организация финан­совых отношений обеспечивала реализацию функций государст­ва через финансирование из бюджета в основном расходов во­енных, управленческих и расходов по обслуживанию и погаше­нию государственного долга. Доходы бюджета формировались в основном за счет косвенных налогов.

2. В конце 20-х годовXX в. возобладала кейнсианская теоре­тическая концепция, обосновывающая необходимость усиления роли государства в развитии экономики через вмешательство и регулирование циклического развития воспроизводственного процесса. Основным инструментом реализации такой финансо­вой политики являлись государственные расходы, направленные на создание новых рабочих мест, что способствовало решению сразу нескольких экономических и социальных задач: повыше­ние занятости населения и снижение безработицы, рост пред­принимательской деятельности и формирование дополнитель­ного спроса, увеличение национального дохода, а значит, и большая возможность финансирования социальных нужд.

Вмешательство государства вело к росту расходов государст­венного бюджета и поэтому оно одновременно сопровождалось финансовыми мерами, направленными на обеспечение необхо­димого роста государственных доходов. Основным источником увеличения доходов стал подоходный налог, при исчислении которого применялись прогрессивные ставки обложения. Такая система налогов повышала роль государства в перераспределе­нии национального дохода.

По существу различие между двумя этими теоретическими концепциями в финансовом аспекте сводилось к различной оценке бюджетного дефицита. Если первая концепция исходила из необходимости формирования и исполнения бездефицитного бюджета, то вторая концепция допускала возможность бюджет­ного дефицита и более того отводила бюджетному дефициту ак­тивную роль в стимулировании экономического роста.

3. В 70-х годах особенности финансовой политики опреде­ляются неоклассическим направлением экономической теории. Эта концепция не отказывалась от регулирующей роли государ­ства, но ограничивала степень вмешательства его в экономику и социальную сферу. В действительности, степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, ибо это вме­шательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, но и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынке ссудных капиталов и ценных бумаг. В результате расширялась сфера воздействия государства и усиливалась его роль в перели­ве капитала, что влияло на структурную перестройку и на соци­альные факторы развития.

В настоящее время финансовая политика развитых рыночных государств находится под воздействием современ­ных теорий, фактически представляющих собой конвергенцию двух систем регулирования, и отдельные государства использует различные элементы как кейнсианской, так и неоклассической системы государственного регулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: