Тема 14. Бюджетный процесс в РФ
Дефицит государственного бюджета
Дефицит бюджета — это превышение расходов бюджета над его доходами. Размер дефицита федерального бюджета не должен превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга.
Основными источниками внутреннего финансирования дефицита госбюджета являются выпуск и реализация ГКО и ОФЗ, а также внешние заимствования.
Мобилизация доходов предполагает использование следующих мер:
• налоговое администрирование;
• совершенствование налогового законодательства;
• усиление государственного контроля за рынками отдельных видов продукции;
• изыскание дополнительных доходов бюджета.
1. Понятие, этапы и участники бюджетного процесса
2. Составление проекта бюджета
3. Рассмотрение и утверждение бюджета
4. Организация исполнения и отчет об исполнении бюджета
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный процесс- это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов разного уровня в РФ, контроль за их исполнением и ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ регулируются Бюджетным кодексом РФ, принятым 17 июля 1998г., а также другими законами РФ, законодательными актами субъектов РФ, Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми Минфином РФ.
Бюджетный процесс включает четыре стадии бюджетной деятельности:
1. составление проекта бюджета
2. рассмотрение и утверждение бюджета
3. исполнение бюджета
4. составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
Продолжительность бюджетного - около трех лет: составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение занимают около года, исполнение, или бюджетный период, - календарный год, составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение - восемь месяцев.
Участники бюджетного процесса (ст. 152 БК РФ):
· Президент Российской Федерации;
· органы законодательной (представительной) власти;
· органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
· органы денежно-кредитного регулирования;
· органы государственного и муниципального финансового контроля;
· государственные внебюджетные фонды;
· главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
· иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
· участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
Законодательные органы рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль за их исполнением, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета.
Составление проекта бюджета и его исполнение, предоставление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов — функции исполнительных органов.