При осуществлении антиалкогольной политики предпочтение должно отдаваться мерам профилактического, культурно-воспитательного и образовательного характера, направленным на разумное и осознанное ограничение потребления алкоголя. Успех может быть обеспечен созданием в стране широкой социально-экономической и правовой системы профилактики пьянства и алкоголизма, эффективного механизма управления этой системой и координации антиалкогольных усилий различных государственных органов, социальных институтов и общественных организаций.
При этом профилактику следует понимать не только как антиалкогольное воспитание и образование, но и как систему политических, экономических, образовательных, оздоровительных, организационных и административных мер и программ, направленных на создание в обществе условий, способствующих достижению оптимально приемлемого уровня потребления алкоголя и минимизации негативных последствий его потребления.
Профилактика включает в себя:
1) антиалкогольное воспитание;
2) контроль за оборотом алкоголя;
3) помощь всем проблемным потребителям спиртного.
Приоритетные направления профилактики:
1. Усиление государственного контроля в области производства и оборота алкогольных напитков.
Необходимо усилить контроль со стороны государства за производством и продажей этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, алкогольных напитков и спиртсодержащих растворов.
Внедрить систему более жестких мер экономической, административной и уголовной ответственности за нелегальное производство и реализацию спиртных напитков, их фальсификацию, за несоблюдение норм и правил производства и реализации алкогольной продукции, за самогоноварение с целью сбыта, а также за нарушение законодательных ограничений на рекламу алкоголя.
Устранить с рынка наиболее токсичные разновидности алкогольных напитков, в частности, приготовленные с использованием спирта из непищевого сырья, вызывающие отравления, поражения внутренних органов и способствующие быстрому развитию зависимости от алкоголя.
2. Формирование атмосферы общественного осуждения пьянства.
В решении этой задачи внимание государства, органов культуры и образования, средств массовой информации должно быть сосредоточено в первую очередь на настойчивом культивировании тех ценностей, которые, при условии их реализации, могут способствовать утверждению здорового образа жизни.
Необходимо изменить концептуальную основу массовой воспитательной и просветительной антиалкогольной работы.
Нужно создавать систему раннего предупреждения злоупотребления алкоголем для детей и подростков с широким использованием в этих целях системы учреждений дошкольного и школьного воспитания, с организацией в них соответствующих психолого-педагогических служб.
3. Усиление социального контроля за лицами, чье поведение ведет к нарушениям норм морали и права.
В этой связи представляется целесообразным:
- пересмотр действующего законодательства об ответственности за административные правонарушения, связанные с алкоголем;
- повышение ответственности администрации на предприятиях различных форм собственности за проведение профилактической работы с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, организацию системы помощи им на рабочих местах с принятием мер, обеспечивающих экономическую заинтересованность предприятий в такой деятельности;
- введение комплекса жестких норм ответственности родителей, приобщающих несовершеннолетних детей к пьянству, а также лиц, продающих спиртные напитки несовершеннолетним;
- совершенствование административно-правовых и воспитательных мер, применяемых к лицам, управляющим транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, а также обеспечение объективизации экспертизы алкогольного опьянения.
4. Создание эффективной, материально обеспеченной системы наркологической помощи населению.
Для этого необходимо признать алкоголизм социально значимым заболеванием и разработать новую концепцию наркологической помощи, предполагающую широкое использование немедицинских (психотерапевтических, психологических, социальных) методик работы с больными.