Особенности организации физического воспитания студентов УГНТУ
Правовые и организационные основы физического воспитания студентов
Физическое воспитание студентов осуществляется с учетом следующих
основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе:
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 № 80-ФЗ;
- приказ Минобразования России «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» от 02.03.2000 № 686;
- приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 № 1025;
- инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 № 777.
|
|
На основе Государственных образовательных стандартов высшего
профессионального образования в учебных планах вузов по всем
направлениям и специальностям в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин на «Физическую культуру» запланировано 408 часов.
По результатам медицинского осмотра и результатов ежегодного тестирования для организации занятий создаются три учебных отделения:
основное, специальное и спортивное. Студенты всех учебных отделений в каждом семестре сдают зачет по физической культуре. Условием допуска к зачетным упражнениям является регулярность посещения учебных занятий.
В связи со сложившимися физкультурно-спортивными традициями, обеспеченностью педагогическими кадрами и спортивными сооружениями, физическое воспитание студентов УГНТУ имеет специфические особенности.
В основном учебном отделении, численность которого составляет 70% студентов 1-4 курсов, занятия организуются по принципу общефизической подготовки. В последние годы практикуется организация занятий с учетом спортивных интересов студентов. Подобные группы созданы по следующим видам спорта: аэробика, бадминтон, настольный теннис, гиревой спорт, мини-футбол. За каждой учебной группой на весь период обучения закрепляется преподаватель.
Следует констатировать, что численность студентов, зачисленных по результатам медицинского осмотра в специальное учебное отделение, с каждым годом увеличивается, и достигла 20%.
Совместно со студенческой поликлиникой принято принципиальное решение о том, чтобы в университете не было студентов, полностью освобожденных от занятий физическими упражнениями. Для лиц, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья и инвалидов, созданы группы адаптивной (лечебной) физической культуры.
|
|
Учебные занятия в основном и специальном отделениях проводятся по 2 раза в неделю по 2 часа. Общее количество часов составляет: 1-6 семестр - по
60 часов, 7 семестр – 44 часа. Всего – 404 часа. Связано это с тем, что в УГНТУ осуществлена корректировка учебного плана в сторону уменьшения объема на 4 часа.
В спортивное учебное отделение зачисляются студенты, имеющие высокий уровень физической и спортивно-технической подготовки. Студенты, зачисленные в данное отделение, освобождаются от академических учебных занятий по физической культуре и занимаются по специальной программе. В настоящее время в спортивном отделении занимается 600 студентов, среди них 4 мастера спорта международного класса, 53 мастера спорта и 143 кандидата в мастера спорта. Студенты – спортсмены УГНТУ – сильнейшие среди вузов Республики Башкортостан и Российской Федерации.
Для проведения учебных занятий имеются прекрасные условия: стадион, многочисленные спортивные площадки и залы, вело и лыжные базы. Летом студенты отдыхают в спортивно-оздоровительном лагере «СОЛУНИ», расположенном на Павловском водохранилище.
К числу приоритетных задач процесса физического воспитания в вузе следует отнести укрепление здоровья студентов и психофизическую подготовку, и самоподготовку к предстоящей профессиональной деятельности. Решение подобного рода педагогических задач требует выработки у студентов социально значимых мотивов деятельности в сфере физической культуры.
В современных условиях, когда рынок рабочей силы предъявляет исключительно повышенные требования к профессиональной и в том числе физической подготовке специалистов топливно-энергетического комплекса, создаются дополнительные возможности для совершенствования работы по
формированию у студентов ценностных ориентаций на деятельность в сфере физической культуры.
С этой целью в университете было принято решение о разработке и введению с 2000 года сертификата здоровья и физической подготовленности студентов-выпускников. Предполагалось, что факторы здоровья и психофизической подготовленности наряду с уровнем специальной инженерной подготовки станут определяющими при распределении молодых специалистов.
Разделы паспорта, относящиеся к здоровью, заполняются студенческой поликлиникой. Данные по физической подготовленности представляет кафедра физического воспитания по результатам тестирования, проводимого в 7 семестре. По 5 балльной шкале оцениваются: скоростные (бег 100 м-муж., жен.), силовые способности (подтягивание висе на перекладине – муж., поднимание и опускание туловища из положения лёжа, руки за головой – жен..) и выносливость (3000 м. – муж, 2000 м. – жен.); профессионально-прикладная физическая подготовки (см. таблица 2).
Студенты, занимающиеся в спортивном учебном отделении вне зависимости от уровня квалификации, получают отличную оценку. Студенты специального учебного отделения не сдают тестов. Каждому из них в паспорте делается запись о причастности к специальному отделению.
Сертификат является вкладышем в диплом о высшем профессиональном образовании и официальным документом, подтверждающим состояние здоровья и уровень физической подготовленности будущего специалиста.
Зачетные требования к студентам. Контрольные занятия и зачеты обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических знаний, о состоянии и динамике физической подготовленности.
|
|
В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают оценки, полученные студентами при выполнении обязательных и дополнительных тестов по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке.
В каждом семестре студенты выполняют не более 5 тестов, включая
3 обязательных.
Таблица 1
Зачетные тесты для студентов основного учебного отделения
Характеристика направленности тестов | Женщины | Мужчины | ||||||||
Оценка в очках | ||||||||||
1.Тест на скоростно-силовую подготовлен-ность – бег 100 м (с) | 15,7 | 16,0 | 17,0 | 17,9 | 18,7 | 13,2 | 13,6 | 14,0 | 14,3 | 14,6 |
2.Тест на силовую подго-товленность - поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за головой (кол-во раз) | ||||||||||
-подтягивание на перекладине (кол-во раз) | ||||||||||
3.Тест на общую выносливость -бег 2000 м (мин., с) | 10.15 | 10.50 | 11.15 | 11.50 | 12.15 | |||||
-бег 3000 м (мин., с) | 12.00 | 12.35 | 13.10 | 13.50 | 14.30 |
Таблица 2
Зачетные тесты по профессионально-прикладной физической подготовке студентов основного учебного отделения
Т е с т ы | Оценка в очках | ||||
ЖЕНЩИНЫ | |||||
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, кол-во раз | |||||
2. Проба Штанге (задержка дыхания), с | |||||
МУЖЧИНЫ | |||||
1.В висе поднимание ног до касания перекладины, кол-во раз | |||||
2. Проба Штанге (задержка дыхания), с |
Суммарная оценка выполнения тестов общефизической и профессионально-прикладной физической подготовки определяется по среднему количеству очков, набранных во всех тестах, при условии выполнения каждого из них не ниже, чем на одно очко.
Таблица 3