Показатели использования грузоподъемности вагонов
Номер вагона
Техническая норма погрузки конкретного груза в вагон
Техническая норма погрузки груза в вагон (ТНП) – оптимальное количество конкретного груза, которое должно быть загружено в данный тип вагона при полном использовании грузоподъёмности и вместимости вагона при обеспечении сохранности груза.
ТНП устанавливается для вагонов и контейнеров в тоннах, а для автомашин и сельскохозяйственной техники в штуках. ТНП всегда меньше или равна грузоподъемности.
Технические нормы погрузки (ТНП) могут быть сетевые и местные:
– сетевые действуют на всей сети железных дорог РФ. Их утверждает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
– местные действуют в пределах одной дороги; их утверждает начальник дороги.
ТНП разрабатываются следующим образом:
– сначала определяются схемы размещения и крепления грузов в вагоне;
– затем проводятся:
§ опытные погрузки с участием разработчика, клиента и представителя ОАО «РЖД»;
|
|
§ испытания на соударение вагонов при скоростях 6–10 км/ч;
§ поездные испытания;
§ комиссионная выгрузка с участием разработчика, клиента и представителя ОАО «РЖД»;
§ проверка состояния груза и креплений.
Результаты испытаний посылаются в Москву в федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта для утверждения.
Основной характеристикой грузового вагона является его номер. Он состоит из 8 цифр.
1-я цифра – род вагона:
2 – крытый;
4 – платформа;
6 – полувагон;
7 – цистерна;
8 – изотермический;
3, 9 – прочие вагоны, в том числе специализированные;
5 – собственность предприятия или аренда.
2-я цифра характеризует осность вагона.
3-я цифра – дополнительная характеристика вагона (металлический или деревянный кузов, люки, торцевые двери).
4, 5, 6-я цифры – порядковый номер; характеристик не содержит.
7-я цифра характеризует тормозное устройство.
1 – роликовые подшипники и наличие переходной площадки.
8-я цифра – контрольный знак.
Чтобы определить контрольный знак необходимо
цифры | |||||||
умножить | × | × | × | × | × | × | × |
на соответствующие множители | 2. |
Рассчитывается сумма цифр произведений: 2 + 2 + 6 + 4 + 1 + 0 + 6 + + 1 + 4.
Контрольным знаком является число, которое дополняет сумму цифр до полного десятка в большую сторону
Если сумма цифр равна 10, 20, 30 и т. д., то контрольным знаком является 0.
1. Коэффициент использования грузоподъемности вагона:
,
где q = ТНП или фактическая масса груза;
|
|
P гп – грузоподъемность вагона, т.
В зависимости от типа вагона коэффициент может принимать следующие значения:
λпв = 0,98; λпл = 0,63;
λц = 0,90; λкр = 0,6.
В зависимости от рода груза этот коэффициент равен:
для каменного угля = 1;
нефти – 0,85;
лесных грузов – 0,7.
2. Коэффициент тары вагона:
,
где Т – масса тары вагона.
3. Коэффициент использования вместимости вагона:
,
где – объем погруженного груза;
– вместимость вагона.
4. Удельный объем вагона:
,
где – полный объем кузова.
5. Удельная грузоподъемность:
.
6. Удельная площадь пола для открытого подвижного состава:
,
где F полн – площадь пола.
7. Статическую нагрузку вагона составляет количество груза, в тоннах, приходящееся на один погруженный вагон.
Фактическая статическая нагрузка:
.
Плановая статическая нагрузка, т/ваг.:
P ст = q 4α4 + q 8α8,
P ст = q кр.плαкр.пл + q зрв.пвαзрв.пв,
где q – ТНП 4-, 6-, 8-осных вагонов КР, ПВ, ПЛ и зерновозов;
α – доля или удельный вес используемых вагонов.
8. Динамическая нагрузка характеризует использование грузоподъемности вагона, т/ваг., с учетом расстояния перевозки и определяется в т-км, приходящихся на один вагон за 1 км пробега.
,
где ∑ Pl – общее количество перевозочной работы, т-км;
U – количество вагонов;
S – пробег вагонов в груженом и порожнем состоянии.
9. Производительность вагона:
,
где P дин – динамическая нагрузка;
S – среднесуточный пробег вагона
или
.