Предмет и метод конституционного права как отрасли права.
Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти.
Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:
· Охрана прав и свобод человека (отношения между государством и человеком);
· Устройство государства и государственной власти (властные отношения).
Метод правового регулирования – это система (совокупность) приемов и способов правового воздействия на общественные отношения. В конституционном праве выделяют следующие методы:
1) метод обязывания – это применение норм, обязывающих какой-то орган или лицо осуществлять определенные действия;
2) метод запрета – это применение норм запрещающего характера;
3) метод дозволения – это когда определенные нормы разрешают, дозволяют совершать определенные действия органам или лицам. Обычно этот метод регулирует правовой статус человека и гражданина.
Конституционное право – это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих общественное устройство государства, основы правового положения личности государства, систему государственных органов и регулирующих общественные отношения, которые составляют основы народовластия народа и которые возникают в процессе осуществления народу единой государственной власти.
Система конституционного права – это совокупность государственно-правовых норм, сгруппированных и расположенных в определенной последовательности в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений.
К основным элементам системы конституционного права относятcя:
1) принципы конституционного права;
2) конституционно-правовые институты;
3) нормы конституционного права.
Под принципами понимаются основополагающие идеи, которые определяют характеристику данной отрасли права.
Институты конституционного права – это определенная совокупность норм, регулирующая сходные, смежные, однородные общественные отношения, т.е. такие отношения, которые можно обозначить одним общим понятием.
Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений.
Нормы имеют структуру: гипотеза, диспозиция и санкция. Однако в конституционном праве нормы не соответствуют классическому делению. Это так называемые "нормы-принципы" и "нормы-цели". Как правило, вся норма представляет собой диспозицию. Санкция перенесена в другую отрасль права.
Классификация конституционно-правовых норм:
по характеру предписания:
1) императивными, в которых правило поведения не оставляет субъекту свободы выбора, а четко предписывает поступать с указанием.
2) диспозитивными, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом действовать, Как правило, такая норма выражена словами «может».
по функциональной направленности:
1) регулятивные. К ним относится большинство норм, и они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений;
2) охранительные нормы - часто представляют собой запреты.
по характеру регулируемых отношений:
1) материальные. К материальным нормам относятся нормы, регулирующие имущественные, трудовые, семейные отношения и т.д.;
2) процессуальные нормы устанавливают порядок производства, деятельности какого-либо института.
по действию во времени:
1) постоянные т.е. срок действия не определяется. Большинство норм постоянные;
2) временные нормы содержатся в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом.
3) исключительные устанавливаются на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования.
по территории действия:
1) республиканские. К их числу относятся нормы, устанавливаемые высшими органами государственной власти.
2) местные нормы действуют в пределах административно-территориальной единицы и устанавливаются местными органами.