Тема 4. Суверенитет

1 Происхождение и развитие теории суверенитета.

2 Понятие и сущность суверенитета. Формы суверенитета.

3 Государственные символы Республики Беларусь.

1. Происхождение и развитие теории суверенитета.

В конце средних веков, появилась необходимость в обосновании понятия «государственный суверенитет». Это требовалось и для того, чтобы отделить государственную власть от церковной. Наиболее яркие мысли по этой проблеме высказывали такие мыслители, как Т.Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Ж.Боден и другие.

В учениях Гоббса выдвигались следующие взгляды: государство – это великий Левиафан (библейское чудовище), искусственный человек или земной бог; верховная власть – душа государства, судьи и чиновники – суставы, советники – память, законы – разум и воля, искусственные цепи, прикрепленные одним концом к устам суверена, другим – к устам подданных; награды и наказания – нервы; благосостояние граждан – сила, безопасность народа – занятие, гражданский мир – здоровье, смута – болезнь, гражданская война – смерть.

Власть суверена абсолютна: ему принадлежат право издания законов, контроль за их соблюдением, установление налогов, назначение чиновников и судей; даже мысли подданных подчинены суверену – правитель государства определяет, какая религия или секта истинная, а какая нет.

В трудах Гоббса содержится понимание свободы как права делать все то, что не запрещено законом: «Там, где суверен не предписал никаких правил, подданный свободен делать или не делать согласно своему собственному усмотрению». Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им правильное направление. Законы подобны изгородям по краям дороги, поэтому лишний закон вреден и не нужен.

Руссо выдвигал идею права политического, т.е. основанного на договорах. В результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов или республика. Руссо отвергает учения, определявшие договор как соглашение между подданными и правителями. С его точки зрения договор субъективен. Подчиняясь сообществу, индивид не подчиняет себя никому в отдельности и, значит, остается «таким же свободным, каким он был раньше». Свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое (коллективную личность), интересы которого не могут противоречить интересам частных лиц. По условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу.

Суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти. Руссо доказывал, что политическая свобода возможна лишь в том государстве, где законодательствует народ.

Народный суверенитет имеет, согласно учению Руссо, два признака – он неотчуждаем и неотделим. Провозглашая неотчуждаемость суверенитета, автор «Общественного договора» отрицает представительную форму правления и высказывается за осуществление законодательных полномочий самим народом, всем взрослым мужским населением государства. Верховенство народа проявляется также в том, что он не связан предшествующими законами и в любой момент в праве изменить даже условия первоначального договора. Подчеркивая неделимость суверенитета, Руссо выступил против доктрины разделения власти.

Классическое определение суверенитета было дано французским философом Ж.Боденом в 1576 году. Этот мыслитель понимал суверенитет как высшую, абсолютную власть короля над своими подданными. Эта суверенная власть могла ограничиваться законами.

В сочинении «Шесть книг о государстве» (издано на французском языке в 1576г., на латыне для всей Европы в 1584г.) Боден впервые сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: «Суверенитет – это абсолютная и постоянная власть государства… Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными».

Власть государства постоянна и абсолютна; это - высшая независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти – только бог и законы природы.

Суверенитет по Бодену означает прежде всего независимость государства от Папы Римского, от церкви, от германского императора, от сословия, от другого государства. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, право чеканить монеты, устанавливать меры и веса, взимать подати.

Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Государство – именно правовое управление, сообразное со справедливостью и законами природы; правом оно отличается, как отмечал Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир, на которых не распространяются общие законы войны.

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство – совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Подобно Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: супружеские, родительские и господские.

К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее дело в упадке; толпа, народ – «многоглавый и лишенный рассудка» не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.

Не одобрял Боден и аристократию, государство, где власть принадлежит коллегии знатных: среди аристократов умных людей мало, в результате правит глупое большинство; принятие решений связано с раздорами, с борьбой партий и группировок; государство недостаточно энергично подавляет возмущения народа, вечно восстающего против вельмож. По тем же причинам аристократия немыслима в большом государстве.

Наилучшей формой государства Боден считал монархию. Монарх так же естественен, как Бог Вселенной, без помех повелевает подданными; он обладает властью по собственному праву. «Кроме Бога нет никого, более высокого на земле, чем суверенные монархи. Они поставлены самим Богом как его наместники, дабы править другими».

Боден считал наилучшей королевскую монархию – государство, в котором верховная власть (суверенитет) целиком принадлежит монарху.

Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Боден ставил вопрос о сложных государствах. Он различал два вида государственных соединений. К соединениям, основанным на неравенстве, он относил государственные образования, включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию, которая, по мысли Бодена, основана на неравенстве, ибо суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные его части (примером федерации он считал Священную Римскую империю германской нации).

Второй вид соединений государств основан на равенстве - каждый из членов которой сохраняет суверенитет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: